Вопросы к Юристу

Что делать, если налоговая не принимает декларацию по НДС

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Непредставление контрагентом налоговой декларации по НДС само по себе не является основанием для отказа в вычете НДС. Это следует из положений ст. 54.1 НК РФ и подтверждается судебной практикой.
В случае принятия налоговым органом решения о привлечении к ответственности по данному эпизоду организация вправе обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Для применения налогоплательщиком вычета НДС по приобретенным на территории РФ товарам необходимо одновременное соблюдение требований, предусмотренных п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ:
- товары предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС,
- товары приняты к учету на основании правильно оформленных первичных документов,
- имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (либо иные документы в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6-8 ст. 171 НК РФ) (п. 2 ст. 169 НК РФ).
Иных требований либо ограничений для получения права на налоговые вычеты (в частности, при приобретении на территории РФ товаров) НК РФ не содержит (смотрите также постановление Седьмого ААС от 14.09.2017 N 07АП-7011/17).
При этом на практике налоговая служба уделяет особое внимание правовой чистоте хозяйственных взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами, принимая меры к выявлению недобросовестных налогоплательщиков, которые для получения различных льгот, возможности возмещения налога, уменьшения суммы налога к уплате оформляют хозяйственные отношения с несуществующими либо недобросовестными контрагентами.
В письме ФНС России от 31.12.2015 N ЕД-4-2/[email protected] указано, что отказ в вычетах по НДС возможен в том случае, если налоговым органом доказан факт осуществления действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и (или) непроявления должной осмотрительности при выборе контрагента (смотрите дополнительно постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 N 15658/09).
Какие обстоятельства могут свидетельствовать либо, наоборот, не свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой при разрешении налоговых споров, разъясняется в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 (далее - Постановление N 53). Здесь же поясняется, что под налоговой выгодой для целей Постановления N 53 понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (второй абзац п. 1 Постановления N 53).
Причем обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы (п. 2 Постановления N 53). Указанные доказательства базируются на основании фактов, установленных в ходе мероприятий налогового контроля, а также собранных доказательств по данным фактам. Смотрите также письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/[email protected]
Таким образом, каждое обстоятельство получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами (смотрите также письма ФНС России от 23.01.2013 N АС-4-2/[email protected], от 17.10.2012 N АС-4-2/17710, УФНС России по г. Москве от 08.11.2011 N 16-15/[email protected]).
Согласно п. 1 Постановления N 53 судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.
Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09).
Специалисты финансового ведомства также отмечают, что исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно, пока не доказано обратное (письма Минфина России от 26.08.2013 N 03-02-07/1/35024, от 16.04.2010 N 03-02-08/25).
В п. 10 Постановления N 53 сказано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Об этом же сказано и в письмах от 23.01.2013 N АС-4-2/[email protected], от 17.10.2012 N АС-4-2/1771 и др.
Таким образом, не во всяком случае недобросовестность контрагента приводит к получению необоснованной налоговой выгоды налогоплательщиком (в частности, при использовании вычета НДС). Однако налогоплательщику для признания налоговой выгоды обоснованной следует действовать с должной осмотрительностью.
Подобная точка зрения неоднократно высказывалась судьями.
Например, в постановлении АС Дальневосточного округа от 07.08.2015 N Ф03-3074/15 говорится, что, помимо формальных требований, установленных ст.ст. 171, 172 НК РФ, условием признания налоговой выгоды обоснованной являются реальность хозяйственной операции, а также проявление налогоплательщиком должной степени осмотрительности при выборе контрагента. Смотрите также постановления АС Уральского округа от 09.10.2015 N Ф09-7015/15, АС Центрального округа от 11.08.2015 N Ф10-2432/15, Восемнадцатого ААС от 13.10.2015 N 18АП-11125/15, Двенадцатого ААС от 06.10.2015 N 12АП-9486/15, Семнадцатого ААС от 13.07.2015 N 17АП-7289/15, Седьмого ААС от 14.05.2015 N 07АП-2472/15.
19 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2017 N 163-ФЗ (далее - Закон N 163-ФЗ), согласно которому часть первая НК РФ дополнена ст. 54.1.
Согласно п. 1 ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
В п. 2 ст. 54.1 НК РФ указано, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных п. 1 данной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ при соблюдении одновременно следующих условий:
- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога,
- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону. Смотрите также письмо ФНС России от 04.10.2017 N СД-4-3/[email protected]
Причем не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным такие обстоятельства, как:
- подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом,
- нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах,
- наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).
При этом в письме ФНС России от 19.01.2018 N ЕД-4-2/889 представители налогового ведомства разъясняли, что ст. 54.1 НК РФ не является кодификацией (упорядочиванием) правил, сформулированных в Постановлении N 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.
Здесь же поясняется, что понятия, отраженные в Постановлении N 53, включая понятия "добросовестность" или "недобросовестность", и развитые в сложившейся судебной практике, сформированной до вступления в силу ст. 54.1 НК РФ, не используются в рамках проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, представленных в налоговые органы после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ.
Рекомендации по применению положений ст. 54.1 НК РФ даны ФНС России налоговым органам письмом от 31.10.2017 N ЕД-4-9/[email protected] (смотрите также письмо Минфина России от 20.12.2017 N 03-07-11/85028).
Заметим, что суды считают ст. 54.1 НК РФ новеллой российского налогового законодательства и рассматривают введение данной статьи как легальное закрепление выработанных судебной практикой (в том числе и Постановлением N 53) правовых позиций, а также систематического толкования всех положений рассматриваемой нормы в их совокупности (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 02.03.2018 N Ф09-171/18, от 15.01.2018 N Ф09-8180/17).
В любом случае, как следует из ст. 54.1 НК РФ, так и из п. 10 Постановления N 53, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, в частности непредставление контрагентом в установленный НК РФ срок декларации по НДС, само по себе не является основанием для отказа в вычете НДС.
В письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/[email protected] также подтверждается, что п. 3 ст. 54.1 НК РФ предусматривает несколько критериев, которые самостоятельно не могут служить основанием для предъявления налоговых претензий, в том числе нарушение контрагентом налогового законодательства. Также здесь указывается, что данные критерии закреплены в статье 54.1 НК РФ для того, чтобы исключить возможность предъявления налоговыми органами формальных претензий к налогоплательщикам.
В вычете может быть отказано в случае, если налоговые органы докажут, что в результате сделки с данным контрагентом налогоплательщик умышленно (целенаправленно) создает условия, направленные исключительно на получение налоговой выгоды, либо то, что основной целью совершения сделки (операции) является неуплата (неполная уплата), зачет (возврат) налога (сбора), либо то, что товар (работа, услуга) исходят от иного лица, а не от заявленного контрагента.
Иными словами, в оценке необоснованности налоговой выгоды на первый план выходит доказывание направленности действий налогоплательщика на получение налоговой выгоды в отсутствие реальной экономической цели хозяйственных операций или исполнение сделки не заявленным контрагентом.
При этом, как отмечают специалисты налоговых органов, об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, и т.п. (письма ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/[email protected], от 16.08.2017 N СА-4-7/[email protected]).
Таким образом, если в данной ситуации сделка имеет реальный характер, основной целью ее совершения не является зачет (возврат НДС), обязательство по сделке исполнено именно вашим поставщиком, выполнены все условия для получения права на вычет НДС (ст.ст. 171, 172 НК РФ), можно говорить о том, что организация приняла к вычету НДС, предъявленный поставщиком товара, на законных основаниях.
Отметим, что судебную практику по применению ст. 54.1 НК РФ в отношении сделок, произведенных после вступления в силу положений ст. 54.1 НК РФ, обнаружить не удалось.
При этом, рассматривая вопросы законности принятия НДС к вычету после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ, суды основываются как на положениях ст. 54.1 НК РФ, так и на положениях Постановления N 53.
Заметим, что, принимая решения, суды исходят из конкретных обстоятельств рассматриваемых сделок.
Например, в постановлении АС Уральского округа от 15.01.2018 N Ф09-8180/17 суд поддержал право на вычет НДС при наличии следующих обстоятельств:
- реальность выполнения хозяйственных операций подтверждается представленными в дело документами (договором, счетами-фактурами, товарными накладными, регистрами бухгалтерского учета), оприходованием спорной продукции,
- товар в адрес общества фактически поставлен, материалы камеральной налоговой проверки доказательств обратного не содержат, факт приобретения обществом товара налоговым органом не опровергнут, инспекцией не доказано, что товар поставлен обществу не спорным контрагентом, а иными лицами,
- налогоплательщиком проявлена необходимая осмотрительность при заключении спорного договора со спорным контрагентом, а именно: до заключения договора спорный контрагент проверен по информационным базам Контур и официальному сайту ФНС, сведений о сомнительности организации, о том, что она имеет признаки "фирмы-однодневки" указанные ресурсы не содержали. Кроме того, общество запросило у контрагента пакет документов, подтверждающий его правоспособность, а именно: Устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговый орган.
В постановлении АС Уральского округа от 17.01.2018 N Ф09-8684/17, оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, судами установлено и сделан вывод о наличии реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с поставщиком. При этом налоговый орган в соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 101 НК РФ не представил достоверно подтверждающих доказательств информированности налогоплательщика о "номинальности" руководителей контрагента, а также того, что спорные суммы НДС не отражены в счетах-фактурах, выставленных в адрес налогоплательщика, что спорный контрагент отсутствует по адресу его регистрации и договоры от его имени, счета-фактуры и первичные документы подписаны не установленными лицами. Доказательства совершения налогоплательщиком и спорным контрагентом лишенных экономического содержания согласованных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для незаконного применения налоговых вычетов по НДС, в материалах дела также отсутствуют.
Смотрите также постановления АС Уральского округа от 02.03.2018 N Ф09-171/18, от 25.01.2018 N Ф09-8761/17, АС Северо-Кавказского округа от 26.01.2017 N Ф08-10184/16, АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2016 N Ф08-3167/16, АС Поволжского округа от 02.02.2016 N Ф06-5096/15, АС Северо-Кавказского округа от 17.11.2016 N Ф08-8663/16, ФАС Поволжского округа от 26.09.2012 N Ф06-6402/12, постановление Семнадцатого ААС от 30.11.2017 N 17АП-16028/17. Как указывают судьи, нарушение контрагентом своих налоговых обязательств может влечь негативные последствия для налогоплательщика только в случае, когда сам налогоплательщик мог и должен был знать о том, что вступает в правоотношения с хозяйствующим субъектом, не исполняющим налоговых обязательств.
При этом в постановлении АС Северо-Западного округа от 07.12.2017 N Ф07-12082/17 указано, что наличие у общества товара и использование его в хозяйственной деятельности само по себе не может служить бесспорным основанием для получения налоговых вычетов по НДС, поскольку, предъявляя к вычету НДС по операциям с контрагентом, налогоплательщик должен доказать не только факт реального приобретения товара, но и то, что товар приобретен непосредственно у того контрагента, который заявлен в представленных в налоговый орган документах. Отметим, что в этом случае было доказано, что товар у спорного контрагента не приобретался. В связи с чем в вычете НДС налогоплательщику было отказано.
В постановлении АС Северо-Западного округа от 08.02.2018 N Ф07-174/18 суд установил, что предъявляя к вычету НДС по операциям с контрагентом, налогоплательщик должен доказать как факт реального приобретения товара, так и то, что товар приобретен непосредственно у того контрагента, который заявлен в представленных в налоговый орган документах. Поскольку предприниматель утверждает о приобретении товара у заявленных контрагентов, то именно он в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ должен представить доказательства, подтверждающие действительное исполнение поставщиками обязательств по поставке товара. При этом из материалов дела усматривается, что налогоплательщик не опроверг представленные инспекцией доказательства, подтверждающие отсутствие у спорных поставщиков объективных условий и реальной возможности поставки товара.
В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 30.01.2018 N Ф04-6116/17 суд указал, что, оценивая доводы налогового органа и налогоплательщика, касающиеся проявления должной осмотрительности, необходимо иметь в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Наличие сведений о спорных контрагентах в ЕГРЮЛ и получение копий учредительных документов этих контрагентов не свидетельствуют о проявлении обществом должной осмотрительности при их выборе при отсутствии обоснования данного выбора.
Существуют и иные примеры судебной практики по вопросу правомерности вычета НДС, принятые в пользу налогового органа в зависимости от конкретных ситуаций. Смотрите, например, определение ВС РФ от 14.08.2017 N 304-КГ17-8676, постановления АС Северо-Кавказского округа от 26.02.2018 N Ф08-309/18, АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 N Ф01-6073/1, АС Уральского округа от 15.11.2017 N Ф09-6508/17, АС Северо-Западного округа от 26.10.2017 NФ07-11559/17, АС Северо-Кавказского округа от 26.01.2017 NФ08-10184/16, Восьмого ААС от 30.11.2017 N 08АП-13121/17, Пятнадцатого ААС от 04.10.2017 N 15АП-12429/17, Девятого ААС от 29.09.2017 N 09АП-42300/17, апелляционное определение СК по административным делам Омского областного суда от 26.02.2015 по делу N 33-1203/2015.
Таким образом, если организация уверена в своей правоте, она вправе не следовать рекомендациям налогового органа и не подавать уточненную декларацию с уменьшением вычетов НДС по спорному контрагенту. Если же по результатам налоговой проверки будет отказано в вычете НДС, составлен Акт налоговой проверки и вынесено соответствующее решение (ст. 101 НК РФ), то можно обжаловать решение налогового органа в установленном НК РФ порядке.
Напомним, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц. Реализовать свое право лицо может, если, по его мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст. 137 и пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Установленный главами 19-20 НК РФ порядок обжалования предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования практически всех налоговых споров. Это означает, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Решение о привлечении к ответственности может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган до вступления его в силу (путем подачи апелляционной жалобы) и после (путем подачи жалобы) (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Порядок и сроки подачи жалобы и апелляционной жалобы установлены, соответственно, ст.ст. 139, 139.1 НК РФ.
Обжалование организациями в судебном порядке решений о привлечении к ответственности производится в порядке, предусмотренном АПК РФ (п. 4 ст. 138 НК РФ).
Обратите внимание, что подача апелляционной жалобы отодвигает срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ) и, как следствие, процедуру взыскания недоимки, пени, штрафа. А подача жалобы на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, не приостанавливает исполнение вступившего в силу решения о привлечении к ответственности.
При этом до принятия решения по жалобе исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).
В случае обжалования организацией решения о привлечении к ответственности в судебном порядке его исполнение может быть приостановлено судом в порядке, предусмотренном АПК РФ, то есть по ходатайству организации (абзац второй п. 4 ст. 138 НК РФ, ч. 3 ст. 199 АПК РФ, смотрите также Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"). Сам по себе факт судебного обжалования решения о привлечении к ответственности не приостанавливает его исполнения.
Таким образом, если в рассматриваемом случае по итогам налоговой проверки будет быть вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, организация вправе обжаловать такое решение в порядке, предусмотренном названными номами НК РФ.
Напомним также, что согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Смотрите в этой связи: Энциклопедия решений. Период получения налогового вычета по НДС (вычет в более позднем периоде).
Возможно, что налоговый орган, рекомендуя представить уточненную декларацию, одновременно предлагает организации применить вычет НДС в более позднем периоде. Однако нет уверенности в том, что вычет НДС по счету-фактуре этого же контрагента не вызовет отказа в вычете налога и в будущих налоговых периодах.
Кроме того, как мы полагаем, в случае заявления в уточненной декларации вычета НДС в меньшем размере по сравнению с первичной декларацией, у организации возникнет недоплата НДС в бюджет. В этом случае возможно привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ. Поэтому, принимая решение пойти навстречу проверяющим, надо помнить, что согласно пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Запрос у контрагента документов в целях минимизации налоговых рисков,
- Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц,
- Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц,
- Энциклопедия решений. Схема рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение по налоговой проверке,
- Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган,
- Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

16 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Суть проблемы

Квитанция ФНС о том, что не принята декларация по НДС, грозит организации штрафными санкциями в размере 5% от суммы налогового обязательства к уплате, но не менее 1 000 рублей. Штраф назначают за каждый полный и не полный месяц с крайнего срока представления отчета. Сумма санкций не может быть больше 30% от налога к уплате и меньше 1 000 рублей. Помимо штрафа, ФНС вправе приостановить деятельность организации и наложить арест на счета. Такое решение представители Федеральной службы могут принять через 10 дней, по истечению срока сдачи.

Когда налоговая имеет право отказать в приеме

Основания для отказа в приеме расчетов и прочей отчетности установлены в Административном регламенте ФНС, утвержденном приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Отчетность не примут, если:

  1. В ФНС не представлены документы, удостоверяющие личность и полномочия того, кто предоставляет отчетность. При сдаче отчетности по защищенным каналам связи, через сеть Интернет, основанием для отказа считается: доверенность с истекшим сроком или несоответствие паспортных данных.
  2. Отчетность не соответствует установленным формам, нормам и требованиям заполнения.
  3. Отчетность не заверена руководителем. Если электронный файл отчета подписан УКЭП, но электронная подпись не соответствует установленным правилам криптозащиты информации, тогда ФНС законно не приняла декларацию по НДС и другую отчетность.
  4. Отчетность или налоговая декларация сдана в территориальное отделение ФНС, в компетенцию которого не включены обязанности по приему этой отчетности.

Контрагент не сдал декларацию

Шквал вопросов вызвала неизвестная ошибка в протоколе, которую сотрудники ТОФНС поясняют: «ваш контрагент не сдал декларацию НДС, следовательно, вы должны представить нулевые корректировки». Что это значит? Допустим, контрагент за третий квартал представил нулевые декларации или не отправил их вовсе, а в вашем отчете указаны суммы налога на добавленную стоимость, то есть появляется разрыв (нестыковка). База данных по НДС в Федеральной службе проверяется специальной программой «АСК НДС-2», которая автоматически выдает ошибку. Поэтому инспектор требует состыковать суммы и устранить разрыв.

Руководителю необходимо явиться к начальнику ТОФНС

Налоговики требуют явиться руководителя организации в инспекцию с паспортом и полным пакетом учредительных документов, на прием к начальнику ТОФНС. Причем, дополняют, что декларация будет принята, только после личного приема у руководства инспекции. На деле, очередь к начальнику Налоговой службы расписана на несколько недель вперед, следовательно, штрафов не избежать.

Таким образом, инспекция борется с недобросовестными руководителями, которые умышленно занижают суммы налоговых обязательств, а также с фирмами-однодневками, которые открыты не подставных лиц.

Официальная позиция инспекции кардинально отличается от ситуаций на практике. Так, налоговики заявили о массовом серверном сбое, из-за которого прием деклараций по НДС приостановили. Причем, исходя из пояснений пресс-центру «РБК», сроком сдачи отчета будет считаться дата отправки, по квитанции защищенного канала связи или отметка инспектора на бумажном отчете.

Что делать, если отказали

Если отказ пришел на законных основаниях, исправьте ошибку и отправьте корректировку.

Если налоговая не приняла отчет незаконно, отправьте письменный запрос, с просьбой уточнить причину отказа. Если адекватного ответа не последует, отправляйте жалобу в вышестоящую инспекцию. Свои доводы аргументируете:

  • право покупателя на вычет по НДС, предоставляется не зависимо от того, выполняет ли контрагент свои налоговые обязательства,
  • доставка и отгрузка товаров или услуг, подтверждена накладными и актами выполненных работ, показаниями свидетелей,
  • у налоговиков отсутствуют доказательства преступной взаимосвязи контрагентов.

Опирайтесь на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.17 №А53-31426/16, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.17 №15АП-20848/2016.

Встречная проверка —угроза налоговому вычету

Срок проведения выездной проверки — это сумма периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика. Порядок же календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется.

Допустим, проводя проверку, налоговому инспектору для подтверждения обоснованности налоговых вычетов потребовались материалы встречной проверки поставщика, и он решил истребовать у контрагента документы, подтверждающие ту или иную сделку. Какие могут быть последствия?

По результатам встречной проверки у инспектора может возникнуть претензия к проверяемой организации.

Сводиться она будет к тому, что налогоплательщик неправомерно принял к вычету суммы НДС, которые не были уплачены в бюджет его поставщиком.

Отметим, что основания утверждать, что суммы НДС, уплаченные поставщикам, «в бюджет не попали», могут быть различными.

Недобросовестные поставщики: проблема вычетов

Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

В пункте 10 отмечается, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не служит доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Поставщик-контрагент не сдал декларацию по НДС. Что делать?

В случае, сумма спорного или снятого вычета будет больше 5 млн рублей, напишите заявление в полицию по факту налогового преступления.

является сегодня главенсивующей формой собственности на землю.

Какие документы нужно собрать, чтобы подготовить кадастровый паспорт на землю? Узнайте об этом, прочитав . Как пенсионеру уплатить земельный налог? Пошаговая инструкция есть . Правила, которые вас обезопасят:

Проведите ознакомление с уставом компании-поставщика.

Сделайте выписку о порядке назначения, видах и сроке деятельности. Назначьте встречу генеральному директору письменно. Предъявление этого запроса может стать еще одним аргументом проявления осмотрительности.

Следует попросить у поставщика данные регистрации и постановки на учет в налоговой службе, обратите внимание на сроки.

Попросите паспорт и наделяющий полномочиями документ.

Уплата налога НДС за поставщика

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.11.

OFF: ФНС взялась за нарушителей всерьез?

После звонка в налоговую с просьбой разъяснить причину отказа выясняется, что налогоплательщик занесен в некий список отдела камеральных проверок и отделу по работе с налогоплательщиками предписано (правда, в устной форме, чтобы не было следов) отказывать в приеме деклараций. Что за список и какие критерии занесения в этот список, по телефону отказываются разьяснить. Отвечают, что руководителю организации должен лично прийти к начальнику отдела или к заместителю руководителя инспекции, и там все ему прояснят.

Далее происходит следующее: директор фирмы идет в налоговую, где с ним проводят «беседу» по вопросам его деятельности и уплаты налогов.

Сколько таких организаций в списке неизвестно, но точно исчисляется десятками, а может быть и сотнями. Таким образом, тамбовские налоговики борьбу с фирмами-однодневками перевели в форму незаконного давления на их контрагентов, причем не только контрагентов самих однодневок, но и организаций, покупающих что-то у лиц, взаимодействующих с ними через 2 или 3 звена цепочки.

Их заставляют убрать счета-фактуры от сомнительных поставщиков из книг покупок и сдать уточненные декларации на увеличение НДС, а также помогать инспекции разыскивать директоров и владельцев этих фирм.

директорам, которые намекают руководству инспекции на незаконность отказов, говорят так: никакого отказа не было, это был технический сбой программы (т.е. здесь они тоже подстраховались от жалоб). Особенно несправедливы такие действия по отношению к добросовестным налогоплательщикам, у которых просто были низкие суммы НДС к уплате в 1-м или во 2-м квартале 2017.

Им тоже отказали в приеме деклараций по НДС. Так как обжаловать такие действия не получается, читатель увидел выход только в обнародовании этой информации, чтобы данные методы шантажа налоговиков стали известны, что заставит их прекратить незаконные формы работы.

Если, по их мнению, поставщик — однодневка, то они скорее всего снимут вычеты по НДС.

Вот ваш основной аргумент — компания не виновата в том, что контрагент недобросовестно исполняет свои налоговые обязательства. Поэтому в суде компания должна ссылаться на следующее. Во-первых, инспекция должна подтвердить, что организация каким-то образом нарушила налоговое законодательство.

При этом вы не обязаны доказывать свою невиновность в совершении налогового нарушения (п.

6 ст. 108 НК РФ). Во-вторых, инспекторы должны объяснить, какие объективные последствия возникли из-за того, что вы закупили товар у однодневки. То есть определить действительный размер налогового правонарушения.

Конечно, инспекторы будут приводить всевозможные доводы, оспаривая добросовестность вашего поставщика. Самые распространенные из них: поставщик не сдавал налоговые декларации, обороты по его счету не соответствуют данным в декларации, он уплачивает несоразмерно маленькие налоги по сравнению с оборотом.

Налоговики объяснили, почему не всегда принимают у юрлиц отчетность

Налоговики вправе не принимать налоговую отчетность у компаний, но только в тех случаях, когда они признаются недобросовестными.

Каким образом оцениваются налогоплательщики, в хабаровском управлении Федеральной налоговой службы.

В УФНС поступают жалобы на действия должностных лиц территориальных налоговых органов, которые не берут отчетность. Впоследствии выясняется, что чиновники правы: заявители нередко оказываются недобросовестными налогоплательщиками. Например, под критерий «подозрительных» организаций сразу же попадают те, чьи руководители не приходят к налоговикам, чтобы предоставить пояснения, либо не осуществляют реального руководства организацией, а электронная цифровая подпись находится у другого лица.

В дальнейшем проверка подтверждает, что передаваемые сведения не соответствуют действительности. Оказывается, что предприятия не ведут реальной финансово-хозяйственной деятельности, представляют налоговые декларации по НДС, удельный вес налоговых вычетов в которых составляет 99%, что ведет к уплате налогов в минимальных размерах, не направляют в ЕГРЮЛ достоверные сведения о юридическом адресе. В таких случаях налоговики вправе не принимать налоговую отчетность.

Поэтому УФНС напоминает, что налогоплательщик или его представитель, подписавшие налоговую декларацию, подтверждает достоверность и полноту сведений, указанных в ней (п.

5 ст. 80 Налогового кодекса). Если же данные не соответствуют действительности, это приводит к нарушению норм действующего законодательства, что само по себе недопустимо (п.

1 ст. 10 Гражданского кодекса). Иначе говоря, .права граждан на создание хозяйственного общества и участие в управлении им могут быть ограничены, если такое хозяйственное общество создано не для осуществления реальной коммерческой деятельности, а для создания ее видимости, организации формального документооборота, вывода доходов из-под налогообложения и других противоправных целей.

Что делать, если вашего контрагента налоговики признали фирмой-однодневкой

Иными словами, практически подтверждается практика, в соответствии с которой (несмотря на презумпцию добросовестности) налогоплательщик может быть признан виновным в совершении налоговых правонарушений и в случае, если в его действиях отсутствуют явные нарушения налогового законодательства.

Пунктом 1 Постановления N 53 фактически вводится определение налоговой выгоды, которая, по мнению ВАС РФ, может быть обоснованной или необоснованной.

Так, «.представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, не полны, не достоверны и (или) противоречивы.

Информация для уполномоченных представителей, представляющих налоговую отчетность

В указанной связи, если Вы представляете отчетность в качестве уполномоченного представителя, Управление предлагает обратить внимание на следующее.

Необходимо проявлять должную осмотрительность при приеме от своих клиентов деклараций по НДС и предоставлении им соответствующих услуг. Подчеркиваем, что согласно налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Таким образом, именно Вы, как уполномоченный представитель, будете нести ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации, подписанных Вашей квалифицированной электронной подписью, так как она является аналогом Вашей собственноручной подписи по закону.В случае если Вы не хотите препятствовать отправке деклараций по НДС, рекомендуем Вам требовать от своих клиентов оригинал декларации на бумажном носителе с подписью руководителя (лица, уполномоченного подписывать налоговую отчетность) и печатью клиента, а также оригинал доверенности на право подписания налоговой декларации (отправки и получения корреспонденции). В дальнейшем это послужит доказательством Вашей непричастности к совершаемым противоправным действиям. Указанные документы должны храниться не менее 4-х лет.

Обращаем внимание, что действия по подаче налоговой декларации по НДС, с суммами возмещения налога из бюджета, без фактического совершения реальной деятельности (операций), при отсутствии фактически понесенных расходов и налоговых вычетов по ним, расцениваются как мошенничество. Такое деяние заявителя подпадает под действие .

Смотрите видео: Отказ в приеме деклараций НДС от ИФНС (none 2020).