Вопросы к Юристу

Матпомощь от ФСС

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Операция по поступлению в доход бюджета дебиторской задолженности ФСС прошлых лет может быть отражена в бюджетном учете с применением счета 209 30 "Расчеты по компенсации затрат".

Обоснование вывода:
Любые суммы, поступающие получателю бюджетных средств в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета*(1).
Пунктом 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), прямо предусмотрено отражение поступлений в доход бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, сформированной получателем бюджетных средств, по подстатье 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" КОСГУ.
Коды КОСГУ применяются организациями государственного сектора в том числе для ведения бухгалтерского учета (п. 1 раздела V Указаний N 65н). Поэтому в ситуации поступления дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета должен применяться счет бюджетного учета, соответствующий подстатье 136 КОСГУ.
Действующие в настоящий момент редакции Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), не содержат счета, соответствующего подстатье 136 КОСГУ. В то же время счет 209 36 "Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" предусмотрен проектом приказа Министерства финансов России "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н.
Таким образом, исходя из положений действующих инструкций по бюджетному (бухгалтерскому) учету, поступление в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет, сформировавшейся в отношении казенного учреждения, может быть отражено с применением счета 209 30 "Расчеты по компенсации затрат". Для этого задолженность, учтенная на счете 303 02 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", переносится на счет 209 30.
Абзацем 13 п. 86 Инструкции N 162н предусмотрена возможность переноса расходной дебиторской задолженности на счет 209 30 только со счетов 206 00, 208 00. Аналогичной записи для переноса дебиторской задолженности со счета 303 02 Инструкция N 162н не содержит.
Наряду с этим п. 2 Инструкции N 162н установлено, что финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции N 162н, при отсутствии необходимой корреспонденции в перечне типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (Приложение N 1 к Инструкции N 162н). Поэтому казенное учреждение вправе согласовать корреспонденцию по переносу дебиторской задолженности прошлых лет со счета 303 02 на счет 209 30 в порядке, предусмотренным п. 2 Инструкции N 162н.
В отношении наличия по состоянию на отчетную дату дебиторской задолженности на счете 303 02 с указанием в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета кода (составной части кода) классификации расходов бюджета отметим следующее. В настоящее время в отношении текущей дебиторской задолженности, учитываемой в течение отчетного периода на счетах 206 00 "Расчеты по выданным авансам" и 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами", установлено требование о ее переносе в определенных случаях на счет 209 30 "Расчеты по компенсации затрат" с указанием в 1-17 разрядах номера счета кода классификации доходов бюджета (смотрите п. 1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120). В отношении дебиторской задолженности, учитываемой на счете 303 02, подобных требований не предусмотрено. Следовательно, наличие дебиторской задолженности на счете 303 02 на 01.01.2018 не противоречит применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета. Переносить ее со счета 303 02 на счет 209 30 в целях формирования бюджетной отчетности за 2017 год не требовалось.
Для учета операций по поступлению в доход бюджета платежей в бюджетном учете учреждения, наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, предназначен счет 210 02 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (п. 227 Инструкции N 157н). Поступление средств на лицевой счет администратора доходов отражается в бюджетном учете в порядке абзаца 15 п. 86 Инструкции N 162н.
В рассматриваемой ситуации в бюджетном учете казенного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КРБ 1 303 02 730
- отражен перенос дебиторской задолженности ФСС прошлых отчетных периодов, учтенной по состоянию на начало отчетного периода в Балансе (ф. 0503130),
2. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 209 30 660
- отражено зачисление дебиторской задолженности прошлых лет в доход соответствующего бюджета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

14 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений "Операции по возврату казенному учреждению дебиторской задолженности прошлых лет".

Как отразить в учете расходы, финансируемые за счет взносов «на травматизм»

Организации, которые получили от своего отделения ФСС положительное решение о том, что часть расходов на сокращение производственного травматизма (например, на проведение аттестации рабочих мест) будет профинансирована за счет взносов «на травматизм » пп. 7, 8 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 10.02.2012 № 113н (далее — Правила) , задаются вопросами. Как это финансирование отражать в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли его показать в доходах или корректировать ранее учтенные расходы? Посмотрим, как надо поступить.

Максимум, что может возместить ФСС в 2012 г., — 20% от начисленной суммы взносов «на травматизм» за 2011 г., уменьшенной на расходы на выплату пособий по этому виду страхования в 2011 г. На эту сумму в ФСС перечисляется меньше взносов «на травматизм» в 2012 г. п. 2 Правил

Налог на прибыль

  • начисленные взносы «на травматизм» учитываются в прочих расходах в полном объем е подп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ ,
  • суммы, израсходованные на проведение мероприятий по сокращению травматизма, на которые уменьшаются перечисляемые в ФСС взносы «на травматизм», не учитываются ни в доходах, ни в расходах.

Эта логика, в общем-то, понятная и правильная. Но работать она будет не всегда. Порядок учета ФССных денег будет зависеть от того, когда от ФСС получено решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, об объеме финансового обеспечения предупредительных мер п. 8 Правил , то есть разрешение на расходование сумм взносов (далее — решение) — до учета расходов на мероприятия по сокращению травматизма или уже после.

ВАРИАНТ 1. Сначала решение от ФСС — потом расходы

Только в этом случае можно применить подход контролирующих органов. И естественно, только в части расходов, финансируемой за счет средств ФСС. А если затраты организации оказались больше выделенной Фондом суммы, то в части превышения они учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль в общем порядке (например, расходы на аттестацию рабочих мест — как прочие расход ы подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ ). Заметим, что выделяемые из ФСС средства, как правило, не покрывают все расходы на сокращение травматизма.

ВАРИАНТ 2. Сначала расходы — потом решение от ФСС

Если расходы уже учтены при расчете налога на прибыль, а лишь потом получено решение ФСС о покрытии их за счет средств ФСС, то понятно, что налоговую базу по прибыли надо скорректировать. Вопрос только, как это сделать.

Следите за тем, чтобы в итоге в расходы попала лишь разница между потраченными деньгами и возмещенной ФСС суммой

На наш взгляд, корректировать расходы того периода, когда затраты на мероприятия по сокращению травматизма были учтены при налогообложении, и подавать уточненные декларации нет никаких оснований. Ведь когда организация включала эти затраты в «прибыльные» расходы, она все делала правильно. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплат ы п. 1 ст. 272 НК РФ . К тому же на тот момент у организации не было уверенности в том, что она действительно получит финансирование из ФСС. Его могли и не выделить на том основании, что в бюджете ФСС просто нет дене г Письмо ФСС от 04.04.2012 № 15-03-18/07-3726 .

Кроме того, уточненки подаются, если организация в предыдущих периодах допустила какие-то неточности или ошибк и п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ . А в нашем случае организация учла затраты правомерно и никаких ошибок не допускала.

Так что правильнее будет включить выделенные Фондом средства в состав внереализационных доходо в ст. 250 НК РФ . И делать это надо после получения решения от ФСС на каждую дату начисления взносов «на травматизм» до тех пор, пока сумма взносов не перекроет выделенные Фондом средства.

Хотя не исключено, что налоговики захотят от вас именно уточненки с доплатой налога и пеней.

Кстати, такой порядок учета (всю сумму затрат — в расходы, а финансирование от ФСС — в доходы) можно применять и при варианте 1, если не хочется заморачиваться с разделением затрат на учитываемые и не учитываемые в «прибыльных» расходах. Претензий со стороны контролирующих органов быть не должно. Ведь налоговую базу уменьшит именно та сумма затрат на сокращение травматизма, которая не покрыта финансированием из ФСС.

Принимать НДС к вычету или нет — решает сама организация

Теперь что касается учета входного НДС, относящегося к расходам по сокращению травматизма.

В Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизм а утв. Приказом Минздравсоцразвития от 10.02.2012 № 113н ничего не говорится о том, на какую сумму можно уменьшить взносы, подлежащие перечислению в ФСС, — с учетом НДС или без НДС. Ничего об этом не сказано ни в Порядке представления отчета об использовании страховых взносов на предупредительные мероприятия по сокращению травматизм а утв. Постановлением ФСС от 15.10.2008 № 209 , ни в Письме ФСС, которым в этом году до страхователей доведена новая рекомендуемая форма отчет а приложение № 1 к Письму ФСС от 04.04.2012 № 15-03-18/07-3726 .

На практике территориальные органы ФСС не имеют ничего против, если в указанном отчете вы отразите сумму расходов с учетом НДС. Главное, чтобы в приложенных к отчету документах, подтверждающих целевое использование средств, НДС был выделен отдельной строкой (например, в счете и счете-фактуре поставщика).

А можно ли принять к вычету входной НДС по этим расходам?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В данной ситуации НДС принимается к вычету в общем порядке. То есть при соблюдении всех необходимых условий: наличие счетов-фактур, первичных документов, принятие приобретенных товаров (работ, услуг) к учету и использование их в облагаемой НДС деятельност и п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ .

При этом источник финансирования значения не имеет, за исключением лишь одного случая — когда средства на приобретение товаров (работ, услуг) выделяются из федерального бюджета. Если организация получила из федерального бюджета субсидию на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога, то принятый к вычету НДС по ним нужно восстановит ь подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

В рассматриваемой же ситуации средства организации выделяются не из федерального бюджета, а из бюджета ФСС.

Эта ситуация аналогична той, когда затраты на приобретенные товары (работы, услуги) компенсируются за счет страхового возмещения, которое выплачивает страховая компани я Письма Минфина от 29.07.2010 № 03-07-11/321, от 15.04.2010 № 03-07-08/115 ” .

Кстати, Минфин тоже разъясняет, что обязанность по восстановлению ранее принятого к вычету НДС возникает только при получении субсидий на возмещение затрат из федерального бюджета. А если субсидия получена из регионального бюджета, то организация не должна восстанавливать НДС Письмо Минфина от 23.03.2012 № 03-07-11/78 .

Так что контролирующие органы считают правомерным вычет НДС по расходам, оплаченным за счет средств ФСС.

Хотя, на наш взгляд, если вы будете финансировать входной НДС за счет средств ФСС, то безопаснее уже не принимать его к вычету. Иначе у вас получится двойное «возмещение» НДС (и из ФСС, и из бюджета).

С другой стороны, территориальные органы ФСС не говорят и о том, что расходы на сокращение травматизма в отчете надо отражать обязательно с НДС. И если вы покажете расходы без НДС, то входной налог примете к вычету уже без каких-либо вопросов со стороны налоговых инспекторов (разумеется, при выполнении всех необходимых условий ) п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ .

Бухгалтерский учет средств, полученных от ФСС

Когда ФСС принимает решение о том, что организация вправе расходовать средства на мероприятия по сокращению травматизма, то деньги на расчетный счет организации не перечисляются. Просто на сумму затрат организация меньше перечисляет в ФСС взносов «на травматизм » п. 2 Правил, Письмо ФСС от 04.04.2012 № 15-03-18/07-3726 .

Выделяемое организации из ФСС целевое финансирование по сути является получением госпомощи, и его можно учитывать по правилам ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи » п. 1, п. 4, п. 15 ПБУ 13/2000 , Письмо Минфина от 03.01.2002 № 04-02-05/1/223 .

ОБМЕН ОПЫТОМ

“ Возмещение затрат из бюджета ФСС рассматривается как получение бюджетных средств в виде государственной помощи, так как средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ статьи 10, 13 Бюджетного кодекса РФ . Бухучет бюджетных средств регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи » утв. Приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н . При этом порядок учета бюджетных средств не зависит от способа их предоставления. Он распространяется как на фактическое получение средств, так и на уменьшение обязательств перед бюджето м п. 15 ПБУ 13/2000 .

Сумма финансового обеспечения затрат, выделенная в соответствии с решением территориального органа ФСС РФ, отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование » пп. 5, 7 ПБУ 13/2000 .

Несмотря на то что затраты по сокращению травматизма частично или полностью будут возмещены за счет средств ФСС, для организации они являются расходами по обычным видам деятельност и пп. 5, 7 ПБУ 10/99 .

Зачет затрат, понесенных организацией за счет взносов «на травматизм», отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию») и кредиту счета 76. Зачет делается после вынесения решения ФСС на дату признания расходов.

Бюджетные средства признаются безвозмездно полученными и включаются в состав прочих доходов организаци и п. 9 ПБУ 13/2000 , п. 7 ПБУ 9/99 . Это отражается записью по дебету счета 86 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы» ) ” .

Причем в бухучете порядок отражения получения и расходования целевого финансирования от ФСС РФ также зависит от того, когда были учтены затраты по сокращению травматизма — до получения разрешения Фонда или после. Для наглядности покажем это на примерах.

Пример 1. Учет расходов на спецодежду после получения решения от ФСС

/ условие / В августе 2012 г. организация получила от ФСС решение о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению травматизма в сумме 25 000 руб.

В этом же месяце организация приобрела спецодежду для работников стоимостью 29 500 руб., в том числе НДС 4500 руб.

Спецодежда сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, была выдана в сентябре.

Взносы «на травматизм» за август начислены в сумме 30 000 руб.

Организация решила НДС по спецодежде принять к вычету, а не списывать за счет финансирования из ФСС.

/ решение / В бухучете надо сделать такие записи.

Заполнение книги доходов и расходов

Остальную часть пособия, начисленного за счет ФСС России, в состав расходов при расчете единого налога не включайте (, поскольку организация не несет затрат по их финансированию (, НК РФ)*. Аналогичные разъяснения содержатся в *.

Пример включения пособия по беременности и родам и доплат к нему в расчет единого налога при упрощенке.

Как упрощенцам учесть при налогообложении взносы в ФСС и больничные

Но не все выплаченные суммы пособий вы можете учесть при УСНО. Пособие по временной нетрудоспособности, причиной которой является болезнь или травма работника, выплачивается из двух источников:

  1. из средств работодателя — за первые 3 дня болезни,
  2. из средств ФСС — начиная с 4-го дня и до окончания болезни.

А источником всех остальных пособий являются только средства ФСС, . Так что при УСНО вы можете учесть только пособие по болезни и только за первые 3 дня.

С пособиями по болезни за эти 3 дня вы поступаете так:

  1. объект «доходы минус расходы» — включаете в расходы в день их выплаты работникам и отражаете в графе 5 КУДиР, , ,
  2. объект «доходы» — уменьшаете на них исчисленный за отчетный период авансовый платеж или налог за год (разумеется, при соблюдении 50%-го ограничения ()).

Особенности отражения возврата дебиторской задолженности прошлых лет в отчете (ф.

4.7 Федерального закона № 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы.

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (0 303 01 730, 0 303 02 730, 0 303 05 730, 0 303 06 730, 0 303 07 730, 0 303 08 730, 0 303 10 730, 0 303 11 730) Однако в нашем случае речь идет о возмещении не текущих расходов учреждения, а расходов прошлых лет.

Бух.проводки по возмещению суммы в доход бюджета

В бухучете сделайте следующие записи.* № Содержание операции Дебет счета Кредит счета Учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета: 1. Зачислены средства ФСС России на лицевой счет получателя бюджетных средств (как восстановление кассовых расходов) 2. Перечислены средства ФСС России в доход бюджета 3.

Отражено поступление средств ФСС России в доход бюджета Учреждению полномочия администратора доходов бюджета не переданы: 1. Зачислены средства ФСС России на лицевой счет (как восстановление кассовых расходов) 2. Перечислены средства ФСС России в доход бюджета 3.

Отражено поступление средств ФСС России в доход бюджета (на основании извещения по ).

Бухучет и отчетность

Информация об изменениях в финансовом положении организации, которая отражается в отчете о движении денежных средств, является производной от элементов бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п.

2 ПБУ 9/99 доходом признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Как отразить в учете взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (спецрежим)

Их также можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г.

№ 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.В этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов:Дебет 76 Кредит 91-1 – признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС России по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, сделайте проводку:Дебет 69 субсчет

«Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»

Кредит 76– уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.

Нужно ли сумму излишне выплаченной зарплаты отражать в книге доходов и расходов

Решая, надо ли включать те или иные поступления в облагаемые доходы, важно не ошибиться в . А если речь идет о доходе или , необходимо правильно определить сумму, с которой придется платить налог.

Разобраться во всем поможет эта рекомендация.

Доходы от реализации К доходам от реализации, с которых нужно заплатить единый налог при упрощенке, относится :

  1. продукции (работ, услуг) собственного производства,
  2. имущественных прав.
  3. ранее приобретенных товаров (в т. ч. объектов амортизируемого имущества, материалов и т. д.),

Это следует из статьи 346.15, статьи 249 Налогового кодекса РФ.

В состав выручки от реализации включите также авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг).

Объясняется это тем, что при упрощенке доходы признаются кассовым методом.

Матпомощь от ФСС

Только в этом случае можно применить подход контролирующих органов. И естественно, только в части расходов, финансируемой за счет средств ФСС.

А если затраты организации оказались больше выделенной Фондом суммы, то в части превышения они учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль в общем порядке (например, расходы на аттестацию рабочих мест — как прочие расходы). Заметим, что выделяемые из ФСС средства, как правило, не покрывают все расходы на сокращение травматизма.

Если расходы уже учтены при расчете налога на прибыль, а лишь потом получено решение ФСС о покрытии их за счет средств ФСС, то понятно, что налоговую базу по прибыли надо скорректировать.

Вопрос только, как это сделать.

Следите за тем, чтобы в итоге в расходы попала лишь разница между потраченными деньгами и возмещенной ФСС суммой На наш взгляд, корректировать расходы того периода, когда затраты на мероприятия по сокращению травматизма были учтены при налогообложении, и подавать уточненные декларации нет никаких оснований.

Учитываются ли в доходах по УСН суммы, полученные от ФСС в счет возмещения расходов по социальному страхованию?

3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 данной статьи. Пунктом 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в п.

1 ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со ст.

Смотрите видео: 55 Единовременные пособия за счет фсс (October 2020).