Вопросы к Юристу

Что такое регресс и как нужно действовать, если страховая требует возместить ущерб по Европротоколу ОСАГО?

Европротокол – достаточно удобная процедура оформления лёгких аварий с участием двух транспортных средств. Однако, несмотря на то, что она вроде бы нехитрая и простая, в ней могут быть и подводные камни.

Для виновника ДТП такой подводный камень – возможность регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.

Что это такое?

Ст. 14 №40-ФЗ «Об ОСАГО» указывает, что к страховщику, осуществившему возмещение потерпевшему по страховому договору, переходит право истребования затраченной суммы у виновника ДТП. То есть, после того как потерпевшему страховая компания оплатила ремонт автомобиля либо выплатила денежную компенсацию, она может потребовать от виновника возместить ей ущерб и выплатить данную сумму.

Регрессное требование от страховщика – ситуация неприятная. По каким же основаниям страховщик может обратиться с таким требованием?

В каких случаях бывает?

В ст.14 Закона «Об ОСАГО» приведён обширный перечень оснований, по которым может быть выставлено требование о возмещении убытков. Это умышленное совершение ДТП, состояние опьянения виновного водителя в момент аварии, истекший на момент ДТП срок действия диагностической карты ТС и т.д.

Так как мы говорим конкретно о Европротоколе, то нас интересуют главным образом пункты «ж» и «з»:

  1. В п. «ж» ст.14 указано, что регрессное требование может быть предъявлено виновнику, если в течение 5 дней после ДТП он не предоставил свой экземпляр извещения об аварии (Европротокол) в свою страховую компанию.
  2. В п. «з» говорится о ситуации, когда виновник приступил к ремонту или утилизации своего авто, не дождавшись, пока пройдут положенные 15 дней, и/или не предоставил свой автомобиль к осмотру и экспертизе по требованию страховщика.

Из видео узнаете в каких случаях у страховой компании есть право регрессного требования к виновнику ДТП:


Сколько страховая компания может взыскать с виновника ДТП?

Страховщик может потребовать с причинителя вреда сумму, непосредственно затраченную на возмещение ущерба потерпевшему, плюс те суммы, которые были затрачены дополнительно (на проведение независимой технической экспертизы, ведение страхового дела и т.д.).

Размер выплат по Европротоколу составляет до 100 000 р. в регионах (с 01.06.2018 вступила в силу поправка, по которой эта сумма увеличилась) и до 400 000 рублей при ДТП, совершённых в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

То есть, придётся возместить фактически внесённую страховой компанией за ремонт сумму плюс ещё несколько тысяч за дополнительные расходы страховщика.

Как избежать и можно ли не платить?

Как не платить регресс страховщику ОСАГО – очень актуальный и частый вопрос среди автолюбителей. Многие получают претензии от страховой с требованием выплаты по прошествии достаточно немалого времени после аварии, когда они уже и забыли о случившемся. Автолюбители напирают на то, что информации о пункте «ж», который и является основой для большинства таких требований, очень мало, что не все знают законы.

Что ж, действительно, требование регресса может быть неожиданным и даже шокирующим. Однако сложившаяся судебная практика говорит о том, что опротестовать такое требование не получится. Оно законно. Если у вас нет на руках подтверждения, что вы вовремя сдали Европротокол в страховую, то платить придётся.

Бланк Европротокола направляется страховщику Почтой России, ценным письмом с описью вложения. Опись вложения должна оставаться у вас: она, в случае необходимости, будет свидетельством о том, что бланк был своевременно отправлен. Если у вас есть такое подтверждение, то нужно направить его в страховую вместе с сопроводительным письмом о том, что обязательства перед страховой были исполнены в срок.

Как избежать регресса по ОСАГО и не тратить лишние деньги (ведь, возможно, они понадобятся на ремонт собственной машины, если она тоже пострадала в ДТП)? Единственный способ – быть внимательны и строго выполнять требования Закона «Об ОСАГО». То бишь, своевременно отправить в страховую свой экземпляр извещения о ДТП и не приступать к ремонту своей машины до истечения 15 календарных дней.

Что будет, если страховая требует возместить ущерб, а у виновника нет денег?

В досудебном порядке можно попробовать договориться со страховой о рассрочке. Нередко страховщик идёт навстречу и сумму по регрессному требованию можно выплачивать не сразу, а за несколько месяцев частями.

Что делать, если не согласны с затребованной суммой? Страховщик должен предоставить вам все документы (акт осмотра, акт технической экспертизы, фотографии автомобиля, пострадавшего в ДТП, виноваты в котором вы). Если вам их не предоставили вместе с претензией – отправляйте ценное письмо страховщику и требуйте предоставить всё необходимое.

Затем с этими документами можете отправиться к независимому эксперту и попросить его проверить, насколько реальные цифры вам назвали. Если они завышены – обращайтесь в страховую и требуйте снижения суммы на основании полученного заключения.

Если же сумма реальная, тогда лучше оплатить. Если же не платить по регрессу, тогда страховая обратится в суд, который обяжет выплачивать сумму по иску. При неисполнении требования в дело вступают судебные приставы.

Подводя итоги, можно сказать, что в случае аварии и оформления Европротокола определённый риск требования регресса по ОСАГО существует. Если на основании ст. 14 Закона «Об ОСАГО» вам уже выслали претензию из страховой компании о возмещении убытков, то оптимальное решение – это выплатить ущерб, а в дальнейшем помнить о требованиях законодательства и выполнять их.

Смотрите видео: ОСАГО РЕГРЕСС (November 2019).