Вопросы к Юристу

Манометры для измерения давления в шинах

Получил вчера на почте из Али-экспресс очередную себе «игрушку» — цифровой измеритель давления шин "SPORT GAUGE".

До этого я пользовался стрелочными манометрами. Последний был (да и есть на данное мгновение) российской марки «ИзмериТ»:

В принципе, меня в нем все устраивало, но так случилось, что сын потерял манометр со своего авто, и я решил ему пожертвовать свой стрелочный, а себе, ради интереса прикупить китайский цифровой.

Но, прежде чем расстаться с отечественным стрелочным манометром решил его сравнить с вновь приобретённым цифровым.
Перво-наперво я взял цифрового «китайца» с собой на работу, что бы там специалисты-метрологи проверили его точность.
Заключение специалистов: прибор соответствует заявленной погрешности измерений в 0.07 кгс/см. Респект китайцам! Можно его теперь использовать как эталонный образец.
Далее я сравнил его показания с показаниями стрелочного манометра «ИзмериТ».
Оказалось – стрелочный немного «врет». Для получения более-менее достоверного результата надо делать несколько измерений: два-три. Впрочем, метрологи меня предупреждали о такой особенности стрелочных манометров.
Ради любопытства сравнил также показания цифрового со стрелочными манометрами на компрессорах для накачки колес на авто у себя и у сына. Как я давно и подозревал:на компрессорах они врут безбожно! Поэтому-то я без особого энтузиазма и отношусь к манометрам встроенным в компрессоры.
Итак:
Достоинства стрелочного манометра (в частности «ИзмериТ»):
1. Надежность. Сделан из металла. Качество изготовления – высокое.
2. Нормально работает при минусовых температурах.
3. Есть специальный клапан для сброса давления в шине, если вдруг перекачал.
Недостатки:
1.Относительно высокая цена (на сегодняшний день цена в нашем городе манометра «ИзмериТ» около 440 руб.). Китайские пластмассовые по цене 100 р. не в счет.
2. Не смотря на класс точности 2.5 (что составляет 0.1 кгс/см), по факту точную цифру на манометре видно с большим трудом ввиду того, что шкала маленькая.
3. Чтобы получить более-менее точные показания надо проводить измерение несколько раз.
Достоинства цифрового манометра ( в том числе китайского).
1. Удобство пользования: воткнул – он сразу показал точную (как я уже писал выше: точность 0.07 кгс/см) цифру вплоть до сотых долей.
2. Хорошая эргономика: в руке лежит удобно, легко проводить измерения.
3. Есть светодиодная подсветка экрана, плюс встроенный в наконечник светодиод, который освещает ниппель (особенно удобно в темное время).
4. Выглядит достаточно современно и стильно.
5. Стоит заметно дешевле хорошего стрелочного (пластмассовые китайские опять же не в счет)- 261 рубль.
Недостатки:
1. Плохо (по отзывам владельцев подобных девайсов) работает при минусовых температурах.
2. Надо периодически менять батарейки. Насколько часто — при случае напишу.
3. Более хрупкий, чем металлический стрелочный.
4. Нет клапана или хотя бы штырька для стравливания лишнего давления.
Выводы:
Я пришел к выводу, что в теплое время года гораздо удобнее пользоваться электронным, а вот в холодное – стрелочным.
APD: Добавлено после эксплуатации в течение нескольких месяцев:
В этом китайском цифровом измерителе давления замечен один недостаток: нет возможности стравливать воздух при излишке давления. Причем на корпусе нет не то что клапана (как на стрелочном манометре ИзмериТ), но и даже штырька, которым можно это сделать!

Как классифицируются шинные манометры для автомобилей

Если иметь в виду соответствующий сегмент рынка, то там можно приобрести эти приборы трех разновидностей:

  • Механический (стрелочный). Он просто устроен, не дорог, довольно надежен и достаточно точен. Некоторые модели могут содержать специальный клапан, которым можно стравливать избыточное давление из шины. Но этот вид боится влаги, а для получения верных данных необходимо выполнить два–три замера. Нередко бывают проблемы с прочтением показаний и возможны ошибки из-за неточности подсоединения к штуцеру колеса или износа уплотнения.
  • Реечный манометр не так распространен, как механическое устройство. Внешне он подобен шариковой ручке. Его основа представлена специальной пружиной, имеющей цилиндрическую форму. По точности показаний он превосходят механические аналоги, но не так прочен и не совсем удобен в применении.
  • Электронный манометр для измерения давления в шинах отличается достаточной точностью, простотой в работе и прочтения показаний на ЖК-экране, а также наличием ряда опций (их больше в дорогих моделях). Но у них есть принципиальный недостаток – в холодную погоду они могут отказать или давать неверные результаты. Да и по цене стоят значительно дороже «механики».

Как пользоваться манометром

Необходимо помнить, что в газах (а воздух – это в основном смесь азота и кислорода) характеристики давления и температуры в замкнутом объеме взаимосвязаны: с увеличением температуры растет давление и наоборот.

Поэтому измерять этот параметр надо после охлаждения колес, то есть примерно через 3–4 часа после окончания движения. Во время езды колесо разогревается из-за трения о дорогу и, если измерить в ней давление, то оно будет на 15–20% выше номинала. Зимой на морозе после долгой стоянки давление в шинах может быть ниже нормы на 10%.

Важно также придерживаться регулярности контроля давления. Если резина изношенная, дорожные условия сложные и режим эксплуатации напряженный, то будет нелишним проверять накачку перед каждым рабочим днем. В иных случаях достаточная периодичность – один раз в 7–10 дней.

Цифровые манометры для измерения давления в шинах иногда изменяют показатели замера в момент отсоединения от ниппеля, что связано, как правило, с перекалибровкой, поэтому заключительное показание в таком случае самое точнее.

Если на автомашине установлены отличные от стандартных шины, то стоит отдать предпочтение рекомендациям изготовителей таких покрышек по поводу величины давления, чем пожеланиям автопроизводителей.

Поскольку уровень накачки шин напрямую зависят от загруженности машины, то измерив ее на груженом авто, можно убедиться, что она выше допустимого. Так что контролировать ее необходимо до начала движения и загрузки транспортного средства.

Если предстоит длительная поездка по песчаной местности или в распутицу, то можно уменьшить давление в колесах, так как это будет благоприятствовать лучшему сцеплению протектора с дорогой и, как следствие, проходимости авто. Во время движения по снеговому насту, каменистому грунту и лужам с давлением манипулировать не стоит, хотя при езде по снежной целине чуть уменьшить накачку резины все-таки не помешает.

Инновационные разработки

Существуют системы контроля, обнаруживающие дефицит давления в колесах, и подающие сигнал водителю. В сравнении с обычными манометрами, данная техника обладает большим функционалом, но и стоит она заметно выше.

Такие контролирующие системы используют прямой либо косвенный замер давления. Система первого типа более простая и представлена специальным программным добавлением, взаимодействующим с блоком управления тормозных механизмов. Она реагирует на разницу пути, проходящему нормально накачанным колесом, и спущенным.

Когда система «замечает» рассогласованность показателей, то на приборной доске срабатывает соответствующая световая индикация. Также параллельно возможно включение звукового сигнала, если у системы имеется такая функция.

В системе, использующей прямой замер давления, принцип устройства другой. Здесь блоки системы работают на основе радиосигналов и содержат следующие узлы:

  1. Датчик давления, которым заменяется колпачок шины. Он также может быть снабжен регулятором температуры.
  2. Специальные передатчики, содержащие приемные компоненты. Они предназначены для передачи сигналов.
  3. Блок управления контролем (БУК).
  4. Система приема, с помощью которой замеряемые результаты трансформируются в цифровую форму и отображаются на штатном экране или дисплее специального брелока.

Для этих целей используют также колпачки-индикаторы, которые накручиваются на штуцеры шин. Они снабжены пластиковыми кружками, имеющими красный, желтый, зеленый цвет, и собранные по телескопическому принципу.

Когда давление в шине начинает падать, то кружок зеленого цвета уходит вниз и высвобождает желтый. Если давление будет продолжать уменьшаться, то появится красный цвет, который сигнализирует о немедленной подкачке шины.

Появляются все новые электронные измерители давления в шинах, которые, помимо основного параметра, контролируют и другие. Они работают в паре со специальным датчиком, устанавливаемым на штуцере колеса, и передающим информацию на специальный брелок или экран.

Лучшие производители автомобильных манометров

  1. Манометры от немецкого производителя BMW представлены в России как механическими, так и электронными моделями. У этих приборов высокое качество исполнения, но средние показатели ошибки измерений. У электронных типов нужно отметить добротную элементную базу, что является гарантией многолетней работы прибора без ухудшения точности измерения.
  2. Модификация 481257 бюджетной модели СЕМ TP-5 обладает большим диапазоном измерения, придавая модели черты универсальности. Он прост и удобен в использования. Этот прибор из семейства СЕМ легко управляем и эргономичен в обращении. С помощью 2–3 действий можно проверить давление в шинах.
  3. Модель CARPOINT бюджетного класса от китайского производителя удобен, легок и практичен. Но этот цифровой прибор не имеет подсветки, т. е. им неудобно пользоваться в темноте, но зато не так часто придется менять батарейки.
  4. Манометром марки «Беркут» пользуются не только простые автолюбители, но и специалисты. Стоит остановиться на модификации Digital MAX, которая превосходит многие цифровые модели стильностью оформления, эргономичностью внешних обводов и широким функционалом. Например, у них есть память, где хранятся произведенные ранее проверки, что важно для изучения нарастания дефекта. Digital MAX превосходит во многих отношениях другие изделия, относящиеся к этому же классу.

Как правильно выбирать прибор контроля накачки шин

Выбор подходящего измерителя давления должен начинаться с рабочих показателей: измерительного диапазона, класса точности и наличия сопутствующих опций, а заканчиваться эксплуатационными характеристиками прибора.

Если манометром пользоваться в течение года всего несколько раз, то рациональней выбрать недорогую версию. Но когда он нужен для повседневной работы (например, на СТО), то стоит выбрать изделие с прочным корпусом и такой же «начинкой». По такому же принципу подбираются и эксплуатационные параметры. Точность также должна браться в расчет.

При покупке манометра стоит уделить внимание классу его точности:

Выбор манометра для измерения давления в шинах для водителя автомобиля можно ограничить прибором второго класса.

Важно! При подборе этого прибора установить единицы, которыми проградуирована измеряемая шкала или показания дисплея. Чаще всего для этих целей применяются такие единицы давления, как атмосфера, bar, кг/см 2 , реже – мПа, кПа и Psi. Для легковых автолюбителей лучше выбирать модели с традиционной шкалой замера 0–7 бар.

Методика испытаний

Проверку точности измерений мы проводили в двух «реперных точках» — 2,0 и 2,6 бар. В этот диапазон попадают значения, рекомендованные для большинства легковушек.

В качестве образцового манометра использовали поверенный Intercomp 360090. Каждый из тестируемых приборов поочередно проверяли с двумя шинами, накачанными соответственно до 2,0 и 2,6 бар. После каждой проверки очередного изделия давление в шинах контролировали образцовым манометром, при необходимости подкачивая их.

Помимо точности показаний оценивали удобство подсоединения, способность запоминать результат (это умеют не все), возможность отсчета в разных единицах измерения, наличие подсветки. Часть приборов снабжена дефлятором для стравливания воздуха в процессе измерения. Имея такой манометр, целесообразно немного перекачивать все шины, а затем точно подгонять давление.

Замеры проводили при температуре +25 °C. Если испытываемый манометр выдает показания не в барах, мы пересчитывали их, чтобы сопоставить с показаниями образцового манометра.

Ориентировочная цена80 руб.
Заявленный диапазон измерений до 3,5 атм

Дешевый манометр забавной конструкции в обоих замерах завысил истинное значение давления примерно на 0,1 бар. Выдвижной шток, обработанный заводской смазкой, придется тщательно оберегать от попадания песка и пыли.

Ориентировочная цена 320 руб.
Заявленный диапазон измерений до 4 атм

В исходном состоянии трубка была почти полностью вывернута. Головка изделия поворотная. Но одно никак не связано с другим — а неопытный пользователь решит, что «так и должно быть». Манометр запоминает результаты измерений. Показал абсолютно точное давление в первом замере и недобрал до истины примерно 0,6 бар во втором. Два крепежных винта в самой «ходовой» части шкалы неуместны.

Ориентировочная цена 450 руб.
Заявленный диапазон измерений 0–7,0 атм

Симпатичное изделие с чехлом в комплекте корректно отработало в обеих «точках». Подсветки нет. Показания запоминает.

Ориентировочная цена 525 руб.
Заявленный диапазонизмерений 0–7,0 атм

Тяжелый прибор приятно взять в руки — добротная вещь. Есть подсветка, удобная и яркая. Показания в обеих «точках» практически не отличаются от истинных. Данные запоминает.

Ориентировочная цена 380 руб.
Заявленный диапазон измерений

Трубка прибора в состоянии поставки была выкручена полностью, поэтому манометр сильно травил воздух. После закручивания он всё равно продолжил подвирать, занизив показания в выбранных «точках» на 0,15 и 0,25 бар соответственно. Результаты измерений запоминает.

Ориентировочная цена 1155 руб.
Заявленный диапазон измерений 0–2,5 атм

Этот довольно дорогой прибор с заявленным диапазоном до 2,5 атм не обязан измерять давление 2,6 бар. Сбросили давление в шине до предела его возможностей, и он отработал точно. Есть дефлятор. Запоминать измеренные значения не умеет.

Ориентировочная цена 950 руб.
Заявленный диапазон измерений 0,15–7,00 бар

Цифровой китайский прибор показал 2,05 бар вместо требуемых 2,0, зато 2,6 бар измерил четко. Показания запоминает.

Ориентировочная цена 1650 руб.
Заявленный диапазон измерений 0–7 атм

Самый дорогой в нашей выборке прибор не запоминает результаты измерений. Навёртывать массивную муфту очень удобно. Есть дефлятор. Показания расходятся с истинными на сотые доли бара.

Ориентировочная цена 380 руб.
Заявленный диапазон измерений 0,0–4,5 бар

Наш экземпляр оказался некондиционным: трубка болтается, резинка держится плохо. А если затянуть всё как следует, прибор… перестает работать. Впрочем, при ослабленном креплении показания точны.

Ориентировочная цена 450 руб.
Заявленный диапазон измерений

Прибор показал верные цифры, но… неверные результаты, поскольку отградуирован в кг/см², а не в барах. При пересчете имеем занижение параметров на пару процентов. Запоминать показания не обучен.

Ориентировочная цена 700 руб.
Заявленный диапазон измерений 0,15–7,00 бар

Из всех цифровых приборов в нашей выборке этот — худший. Показания занижает примерно на 0,1 бар, держать его в момент измерения неудобно: два раза выскальзывал из рук.

Ориентировочная цена 905 руб.
Заявленный диапазон измерений 0,35–10,50 кг/см²

Прибор снабжен подсветкой, выдал правильные значения в обеих «точках».

Ориентировочная цена 235 руб.
Заявленный диапазон измеренийдо 4 кг/см²

Наш экземпляр оказался саморазбирающимся. Выдал точные показатели, но не в тех единицах: после пересчета из кг/см² в бары имеем занижение примерно на пару процентов. Запоминает результаты измерения. Две заклепки в середине шкалы откровенно мешают.

Ориентировочная цена 360 руб.
Заявленный диапазон измерений 0,5–7,0 бар

Пользоваться прибором такой формы неудобно: либо не подлезешь, либо показания увидишь не сразу. Точность хорошая, ошибки измерений невелики — от 0,01 до 0,04 бар.

Что в итоге?

Явных проколов наши испытания не выявили. Это хорошее подтверждение тому, что не надо покупать откровенно сувенирные побрякушки, от которых мы сразу и отказались.

Какой манометр предпочесть — механический или электронный? Электронные сразу выдают результат, не требуя от владельца умения ориентироваться в хитросплетениях малогабаритных шкал, проградуированных в разных единицах измерения. Подсветка для них также не проблема. Правда, батарейки могут разрядиться в самый неподходящий момент, ведь манометр обречен валяться в недрах багажника. Но больше других нам приглянулся AirLine APR-МD‑06: удобный, симпатичный, не врет. Только не забывайте вовремя менять источник питания.

В чем измеряют давление

Соотношения между наиболее популярными единицами измерения давления:

  • 1 бар = 0,98692 атм = 1,0197 ат (кг/см²) = 105 Па = 14,504 psi,
  • 1 ат = 1 кг/см² = 0,96784 атм = 0,980665 бар = 14,223 psi,
  • 1 атм = 1,01325 бар = 1,033 ат = 14,696 psi.

Даже наша небольшая выборка продемонстрировала, что каждый производитель измеряет давление по-своему. К примеру, эталонный манометр размечен в барах, прибор IMG Steel Tire Gauge V720 (№ 10) — в кг/см² и psi, Автостоп (№ 1) предпочитает атмосферы (атм — физическая атмосфера), а создатели прибора Heyner AeroStop (№ 9) явно полагают, что кг/см² и бар — это одно и то же, а потому одной шкалы на двоих им вполне ­достаточно.

  • Совет: не поленитесь уточнить, каким должно быть давление в колесах вашей машины, не перепутав при этом бары с атмосферами. Затем, выбрав подходящий манометр, убедитесь, что правильно истолковываете его показания. С электронными изделиями на эту тему общаться легче: они обычно лихо перескакивают из одной системы единиц в другую — достаточно нажать на кнопочку.

Смотрите видео: Манометр автомобильный с (November 2019).