Вопросы к Юристу

Путевые листы: оформление и порядок списания ГСМ

При этом стоит отметить, что использование личного автомобиля в интересах компании также оформляется путевым листом для списания ГСМ. Поступление данных материалов на предприятие оформляется приходным ордером. Само же списание происходит обычно один раз в месяц лицом, ответственным за это. Таким лицом практически всегда является сотрудник бухгалтерии, например, материальный бухгалтер.

Что же касается самого порядка списания, то он состоит в составлении соответствующего акта представителями специально созданной для этого комиссии в количестве не менее трёх человек. К нему прикладывают документы первичной бухгалтерской отчётности, а именно: накладная-требование, заправочные карточки, чеки АЗС.

Учет ГСМ: нормы расхода, путевой лист, списание (Павелин А.)

Базовая норма расхода топлива устанавливается в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства в снаряженном состоянии.

Необходимо отметить, что Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р в Методические рекомендации внесены следующие изменения: 1) для целей расчета норм расхода топлива включены отдельные модели транспортных средств, в том числе: — отечественные легковые автомобили и легковые автомобили стран СНГ с 2008 года выпуска, — зарубежные легковые автомобили с 2008 года выпуска, — отечественные автобусы и автобусы стран СНГ с 2008 года выпуска, — зарубежные автобусы с 2008 года выпуска, — отечественные грузовые бортовые автомобили и грузовые бортовые автомобили стран СНГ с 2008 года выпуска, 2) приведены значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в части, касающейся Крымского федерального округа, 3) уточнены условия повышения норм расхода топлива, а также условия, при которых нормы расхода топлива могут снижаться, 4) исключены рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов и дизельных топлив для регионов РФ.

Порядок списания ГСМ по путевым листам на примере

Минфин отмечает, что ПЛ должны оформляться с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было с уверенностью судить о необходимости затраченных ГСМ и учете отработанного водителями времени (письма Минфина РФ от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 06.03.2009 № 03-03-04/2/77). Порядок списания ГСМ по путевым листам предполагает 2 метода списания: по нормативу либо по факту.

Для того чтобы разобраться, когда и какой способ использовать, обратимся к самой форме ПЛ. Предположим, что предприятие пользуется ПЛ из постановления 78.

ГСМ: организация учета и списание

Государственные (муниципальные) учреждения при отражении фактов финансово-хозяйственной деятельности применяют формы первичных учетных документов, приведенные в Приказе Минфина РФ № 52н.

0504230). Здесь же отметим, что ведомственными нормативными актами может быть установлена необходимость при организации учета и списания ГСМ в учреждении применять путевые листы. Так, в Распоряжении Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 28.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2017-2019 годах

О путевых листах для ИП читайте в статье Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ.

Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего.

При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Пример списания ГСМ по путевым листам

Остальные хозяйствующие субъекты вправе, но не обязаны применять нормативный метод учета расхода топлива.

Такой акт составляется специальной комиссией на контрольном заезде для каждого автомобиля. Ознакомимся теперь с примерами списания расходов на ГСМ исходя из их расчета по норме и по факту и изучим, как списывать ГСМ по путевым листам в расходы в рамках ведения бухгалтерского и налогового учета. Списание расходов на ГСМ с применением путевого листа на основе нормативного подхода предполагает: 1.

Определение показателей, необходимых для нормативного расчета расходования топлива по формулам, отраженным в распоряжении АМ-23-Р. Для автомобилей разных типов установлены отдельные формулы.

1C в бюджетном учете

Так, если при подсчете по норме и фактически было израсходовано 4,5 или 6,12 литра, в путевом листе следует указывать именно эти цифры, а не 5 и 6 литров.

В данном случае округление приводит к искажению действительного расхода бензина. Применение правил округления, по мнению автора, может быть допустимо только при списании расхода бензина за месяц, а не по каждому путевому листу.

Расход бензина списывается на основании данных путевых листов. При его списании проверке подлежат обоснованность пробега, расчет расхода. При заполнении графы “Расход по норме“ следует руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте N Р3112194-0366-03*(2), утвержденными Минтрансом РФ, Департаментом автотранспорта, Федеральным государственным унитарным предприятием “Государственный научно-исследовательский институт“ (далее — Нормы расхода топлива и смазочных материалов).

Как списать бензин без путевого листа актом

Приведенный перечень не является исчерпывающим.

Данные электронных систем контроля и путевые листы могут являться основным подтверждением целевого расходования топлива. В них должна быть информация, по которой можно определить количество и назначение израсходованного топлива. Но для включения расходов на ГСМ в налогооблагаемую базу необходимо должным образом подтвердить и расходы на их приобретение.

При наличном расчете для этого может служить кассовый чек АЗС. В ситуации, когда бензин приобретается по талонам, эту функцию выполняют их корешки.

Подтверждающих документов, перечисленных выше, достаточно для включения затрат на бензин в расходы, но не для вычета по НДС. Чтобы включить НДС в расходы при определении налога на прибыль, необходим счет-фактура.

Покупая ГСМ в розницу, получить счет-фактуру проблематично. Оптимальный вариант решения вопроса с вычетом по НДС – заключение договора купли-продажи с АЗС.

Путевые листы: оформление и порядок списания ГСМ

наименование документа,б) дата его составления,в) наименование организации, от имени которой составлен документ,г) содержание хозяйственной операции,д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении,е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления,ж) личные подписи указанных лиц.Как показывает практика, бюджетные учреждения используют форму путевого листа, утвержденную Постановлением N 78, так как она содержит информацию, необходимую для списания израсходованных ГСМ.

Использование установленной данным Постановлением формы путевого листа целесообразно еще и потому, что она привычна и не вызывает дополнительных вопросов у органов ГИБДД при проверке.

Ошибки оформления путевых листов Срок оформления

Прежде чем рассмотреть типичные ошибки при заполнении путевых листов, ответим на актуальный и часто задаваемый бухгалтерами вопрос: можно ли выдавать путевой лист не на каждый день, а на более длительный срок, например на неделю? Следует обратиться к Письму N 03-03-04/2/23, согласно которому, в случае если еженедельное (ежемесячное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, путевой лист может составляться на этот срок. Правильно оформленный путевой лист, даже если он составлен на неделю (месяц), также подтверждает расходы налогоплательщика на ГСМ. Заметим, что данное в Письме разъяснение касается налогового учета. Относительно заполнения путевых листов в рамках уставной деятельности бюджетных учреждений Минфин не дал рекомендаций.

Вместе с тем ответ на поставленный вопрос будет неполным, если не учитывать мнение Росстата, представленное в Письме от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257. В соответствии с этим Письмом путевой лист выдается только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами рекомендуем составлять путевой лист ежедневно.

Общие требования

В путевом листе должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, на балансе которой числится автомобиль. Необходимым условием оформления этого документа (впрочем, как и любого первичного документа) является заполнение всех соответствующих деятельности организации строк формы, что позволяет отразить множество важных сведений. Например, время выезда и возвращения имеет непосредственную связь с подтверждением продолжительности работы водителя, пункты назначения по маршрутам следования позволяют обосновать производственный характер поездки и подтвердить показания счетчика.

Заполнение раздела "Движение горючего"

Особое внимание следует обращать на оформление раздела "Движение горючего". Он заполняется исходя из фактических затрат, показателей приборов и нормы расхода бензина на 100 км пробега.

Примечание. Если водитель приобрел бензин за наличные денежные средства, выданные ему в подотчет, то количество приобретенных ГСМ, отраженное по графе "Выдано по заправочному листу N" путевого листа, должно соответствовать их количеству, указанному в контрольно-кассовых чеках, приложенных к авансовому отчету водителя и подтверждающих заправку автомобиля бензином в этот день.

Нередко при определении расхода бензина по норме и фактически бухгалтеры прибегают к правилам округления. Это неверно. Так, если при подсчете по норме и фактически было израсходовано 4,5 или 6,12 литра, в путевом листе следует указывать именно эти цифры, а не 5 и 6 литров. В данном случае округление приводит к искажению действительного расхода бензина. Применение правил округления, по мнению автора, может быть допустимо только при списании расхода бензина за месяц, а не по каждому путевому листу.

Расход бензина списывается на основании данных путевых листов. При его списании проверке подлежат обоснованность пробега, расчет расхода. При заполнении графы "Расход по норме" следует руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте N Р3112194-0366-03 , утвержденными Минтрансом России, Департаментом автотранспорта, Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт" (далее - Нормы расхода топлива и смазочных материалов). Данный документ применяется всеми организациями любой формы собственности. Для каждой марки автомобиля им установлена базовая норма расхода топлива исходя из расчета на 100 км пробега, утверждены надбавки к Нормам расхода топлива при эксплуатации автомобиля в зимнее время и езде в горной местности, по дорогам со сложным планом и закруглениями, по городу (поселкам городского типа) при наличии светофоров и знаков дорожного движения.

Действуют до 01.01.2008.

Примечание. По надбавкам Нормами расхода топлива и смазочных материалов установлено только их предельное значение, поэтому каждое учреждение самостоятельно должно определить размер соответствующей надбавки, который закрепляется в приказе руководителя. Контролирующие органы при проверке правильности указания норм расхода топлива в путевом листе сверяют их с Нормами, утвержденными этим Приказом.

Согласно Нормам расхода топлива и смазочных материалов организации вправе применять надбавки, увеличивающие норматив расхода топлива, с учетом следующих обстоятельств:

  1. времени года. Норма расхода топлива и смазочных средств в зимнее время увеличивается с 5 до 20%. В Приложении N 2 к Нормам расхода топлива и смазочных материалов установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону, а также указано, в каком регионе какие месяцы считаются зимними. Исходя из Приложения N 2 к названным Нормам по учреждению издается приказ, устанавливающий размер нормы, применяемый в организации в зимнее время. Она может быть ниже или равна предельной. Например, организация во Владимирской области может установить зимнюю надбавку в размере, не превышающем 10% нормы расхода топлива по соответствующему транспортному средству,
  2. работы автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (то есть на 100 км пути не менее 500). В этом случае размер надбавки не может превышать 10%,
  3. работы автотранспорта в городах с определенной плотностью населения. Чем выше плотность населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива. Так, если плотность населения превышает 3 млн человек, размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, от 1 до 3 млн человек - до 20% и т.д. Причем в случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются,
  4. обкатки новых автомобилей. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии предполагается надбавка в размере до 10%, при перегоне автомобилей в спаренном состоянии - до 15%, в строенном - до 20%.

Кроме этого, в ряде случаев норма расхода топлива может снижаться, например, при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м). В этом случае она может быть уменьшена не более чем на 15%.

Часто необходимо применить одновременно несколько надбавок (зимнюю, при езде по городу с соответствующей плотностью населения, в связи с обкаткой автомобиля и т.д.). В этом случае норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Бухгалтеры при определении норм сталкиваются со следующей проблемой: какую норму расхода топлива установить для автомобиля, если она не утверждена ни одним из нормативных актов? Нормами расхода топлива и смазочных материалов предусмотрено, что в отношении новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, для которых Минтрансом не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие временные нормы, разработанные НИИАТ в установленном порядке (по индивидуальным заявкам организаций), действующие до их утверждения Минтрансом при переутверждении или дополнении данного руководящего документа. Таким образом, организации следует обратиться в НИИАТ, чтобы тот, в свою очередь, утвердил норму расхода топлива для данной марки автомобиля.

Как правило, показатели в графах "Расход по норме" и "Расход фактически" равны. В случае если расход по норме превышает расход фактический, списание бензина производится по фактическому расходованию бензина. Если расход фактический превышает расход бензина по норме, то бензин списывается по норме.

Заполнение обратной стороны путевого листа

На практике встречается также следующее нарушение правил заполнения путевых листов: при использовании автомобиля руководителем учреждения на обратной стороне путевого листа в графе "Подпись лица, пользовавшегося автомобилем" ставится факсимильное воспроизведение его подписи. Это недопустимо, поскольку путевой лист является первичным учетным документом, в котором согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ должна быть личная подпись лица, пользующегося автотранспортом, а не факсимильное ее воспроизведение.

Также нередко лицо, эксплуатирующее автомобиль в течение дня, ставит свою подпись не в каждой строке, в которой указаны место отправления и назначения, время выезда и возвращения, а одну внизу путевого листа, предполагая, что тем самым подтвердил использование автомобиля в течение этого дня по нескольким направлениям. Однако контролирующие органы при проверке признают это нарушением.

Кроме того, учреждения часто не указывают на оборотной стороне путевого листа конкретные пункты назначения, а делают запись: "Поездки по городу" или "Езда по городу". Контролирующие органы также при проверке путевых листов укажут на это нарушение, поскольку отсутствие данных о маршруте следования не позволяет судить о том, была ли автомашина использована именно в служебных целях. Эта информация является обязательной, поскольку отражает содержание хозяйственной операции. Поэтому такие записи в путевом листе, как "поездки по городу", "езда по городу" или "по заданию организации", не подтверждают производственный характер расходов учреждения (Письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129).

Отметка о прохождении водителем медосмотра

Перед выездом водитель должен пройти медосмотр. Из Письма Минздрава России и Минтранса России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" (далее - Письмо N 2510/9468-03-32) следует, что в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. Результаты такого осмотра в обязательном порядке вносятся в журнал (Письмо N 2510/9468-03-32). Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения. В нем записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника. Только после осмотра водителя и при отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе, на путевой лист ставится штамп, в котором указывается дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.

Штамп не ставится в случаях выявления симптомов заболевания, нахождения водителя в нетрезвом состоянии.

При этом все результаты предрейсового осмотра должны быть зафиксированы в журнале осмотров.

Согласно п. 1.4 Типового положения, приведенного в Письме N 2510/9468-03-32, предрейсовые медосмотры проводятся только персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а также медицинским учреждением при наличии лицензии. Данный порядок основывается на требованиях Приказа Минздрава России N 238 , в котором предрейсовый медицинский осмотр рассматривается как вид медицинской деятельности, подлежащий обязательному лицензированию в соответствии с нормами Закона N 128-ФЗ и Постановления N 499 .

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2002 N 238 "Об организации лицензирования медицинской деятельности".
Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности".

Медосмотр в данном случае как вид медицинской деятельности подлежит лицензированию и может проводиться медицинскими учреждениями или медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат. Эта позиция также подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС УО от 01.08.2005 N Ф09-3196/05-С7). Поэтому если медицинское учреждение, в котором работает водитель, имеет лицензию на осуществление указанного вида медицинской деятельности, то провести предрейсовый медицинский осмотр работника смогут специалисты данного учреждения. В противном случае один из медработников учреждения должен получить соответствующий сертификат.

Примечание. Отсутствие штампа о прохождении предрейсового осмотра может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение законодательства об охране труда и повлечь на основании ст. 5.27 КоАП РФ наложение на должностных лиц штрафа в размере от 1000 до 5000 руб.

Внесение исправлений в путевые листы

Поскольку путевой лист является первичным учетным документом, при внесении в него исправлений следует руководствоваться п. 5 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. Из него следует, что за исключением кассовых и банковских документов допускается вносить изменения в остальные первичные учетные документы, но лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. Поэтому исправление нормы расхода бензина должно быть подтверждено подписью водителя и механика (или иного уполномоченного лица).

Как правильно списать ГСМ по путевым листам в налоговом и бухучете?

Наиболее востребованный и практикуемый метод списания ГСМ в бухгалтерском учете — по средней себестоимости ГСМ — немаловажная статья трат в любой компании, где есть собственный транспорт. Такие расходы предполагают потребность в их правильном учете и грамотном обосновании.

Основанием принятия к учету израсходованного топлива служат чеки с заправки, если бензин водитель покупал за наличные деньги на АЗС или корешки талонов, в случае покупки ГСМ по талонам. Кроме того, топливо может быть приобретено по топливной карте.

В таком случае, основанием его учета выступает отчет организации, выпустившей данную топливную карту.

В разделе III ПБУ 5/01 приведены два метода списания ГСМ:

  • по средней рассчитанной себестоимости,
  • по себестоимости первых купленных запасов, исходя из времени из приобретения.

Наиболее востребованный и практикуемый метод списания горючего — по средней себестоимости.

Полученное количество нужно умножить на стоимость единицы запаса. Сумма, получившаяся в итоге, списывается. Для списания используется проводка: Дебет — 20, 23, 25, 26, 44 Кредит — 10-3.

С бухучетом списания бензина все довольно просто, а вот налоговый учет этой процедуры вызывает некоторые вопросы. Разберем наиболее актуальные из них.

11 п. 1 ст. 264 НК РФ, топливо относится при его использовании в целях содержания транспортных средств компании.

Здесь нет ничего сложного. Так, если основной деятельностью компании является перевозка пассажиров или грузов, то используемое топливо является материальным расходом, если автомобили или иной транспорт эксплуатируется в служебных целях, то ГСМ включаются в прочие затраты.

Нужно ли нормировать затраты на списание топлива в налоговом учете?

Еще один распространенный вопрос, ответ на который можно найти в законодательных положениях и реквизитах самого путевого листа. В путевом листе расчет производится по фактическому использованию топлива.

В пункте 3 данного документа, говорится, что определенные этим пунктом нормы могут быть учтены, в том числе, и для расчетов по налогообложению.

Таким образом, налоговый учет предполагает принятие топливных затрат как по фактическому их расходованию, так и по рассчитанному на основании нормативов.

Практика же знает такие ситуации, при которых компания эксплуатирует транспорт, для которого в Распоряжении №АМ-23-р нет норм расхода ГСМ. В таком случае, обращаясь к пункту 6 этого документа, можно разработать и утвердить данные нормы самостоятельно. Стоит отметить, что в Налоговом кодексе РФ нет пояснений о том, как правильно поступить в такой ситуации.

Например, при установке норм списания горючего самостоятельно и при превышении этих норм, компания наверняка учтет в своем налоговом учете сумму сверхнормативного расходования ГСМ.

Однако налоговые инспекторы вправе не признать эти суммы расходом, а значит, произвести доначисление по налогу на прибыль.

Учет расходов на ГСМ

В документе приведены значения базовых норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и методика их применения, а также нормативы по расходу смазочных масел.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильного транспорта.

Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей после ремонта и т.д.) в состав норм не включается и устанавливается отдельно. Особенности эксплуатации автомобилей, связанные с дорожно-транспортными, климатическими и другими факторами, учитываются путем применения к базовым нормам поправочных коэффициентов.

Путевой лист — основание для списания горюче-смазочных материалов

Главным из них является заполнение всех соответствующих деятельности учреждения строк формы. В путевом листе должны быть проставлены: порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать учреждения, на балансе которого числится автомобиль, его марка и государственный номерной знак, фамилия водителя.Раздел “Движение горючего“Данный раздел содержит такую информацию, как количество выданного бензина, его остаток при выезде и возвращении, а также фактический расход бензина по норме.В настоящее время учреждения образования, как правило, не выдают бензин при выезде автотранспорта, а выделяют водителю наличные денежные средства под отчет на его приобретение.

Поэтому в данном случае количество приобретенных ГСМ, отраженное в графе “Выдано по заправочному листу N“ путевого листа, должно соответствовать количеству ГСМ, указанному в контрольно-кассовых чеках, приложенных к авансовому отчету водителя и подтверждающих заправку автомобиля бензином в этот день.Необходимо отметить, что ГСМ подлежат списанию по нормам.

Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно

Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время. Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.

Для каждого типа ТС имеется утвержденная путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время.

Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152. Ваш e-mail не будет опубликован.

Обязательные поля помечены *Имя * E-mail * Комментарий

Порядок списания горюче-смазочных материалов

Списание ГСМ бухгалтерия производит ежемесячно. На практике представление путевых листов в бухгалтерию может быть организовано по-разному. Например, ответственное лицо, регистрирующее выезд автомобилей из гаражей и въезд в них, выдачу ГСМ (денежных средств на приобретение ГСМ, талонов на бензин), представляет заполненные должным образом путевые листы в бухгалтерию организации в зависимости от установленного порядка документооборота (ежедневно, еженедельно либо в конце месяца за месяц). После того как бухгалтер получил путевые листы, он проверяет правильность их оформления и производит списание израсходованного водителем бензина.

Для списания ГСМ бухгалтер использует следующие документы:

  • путевые листы,
  • авансовые отчеты, в случае если бензин приобретался за наличные денежные средства, если же заправка автомобиля производилась по талонам - Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) (п. 97 Инструкции N 25н ),
  • приказы руководителя учреждения, утверждающие:

а) месячный лимит километража пробега автомобиля ,

б) норму расхода топлива в зависимости от марки, модели и модификации автомобиля,

в) размер надбавок к норме расхода топлива в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов,

г) зимний и летний периоды в соответствии с районом, в котором эксплуатируется автомобиль,

д) направление работника в командировку на служебном автомобиле,

  • Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) (при списании масел, тормозных жидкостей, тосола и т.д.).
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
С целью рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований и средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, в организации приказом руководителя может быть установлен месячный лимит пробега по каждому автомобилю.

Первоначально бухгалтер проверяет правильность заполнения всех реквизитов путевого листа. Как следует оформлять данный документ и какие ошибки допускаются при его заполнении, мы рассказывали выше. После того как проверено заполнение путевых листов, бухгалтер сопоставляет сведения, указанные в этих документах, с данными, содержащимися в других документах - приказах руководителя организации. В частности, проверяется:

  1. Не превышен ли лимит километража пробега автомобиля за месяц. С целью рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований и средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, в организации приказом руководителя может быть установлен месячный лимит пробега по каждому автомобилю. Списание ГСМ производится по норме и в пределах установленного лимита месячного пробега автомобиля. В случае превышения установленного лимита без уважительной причины, которой может быть, например, командировка, подтвержденная документально, бухгалтер при расчете расхода бензина использует лимит. При этом следует учитывать, что в данном случае одного приказа на направление работника в командировку на служебном автомобиле будет недостаточно, необходима еще виза руководителя, свидетельствующая о том, что он не против превышения лимита километража данного автомобиля.
  2. Соответствие применяемых надбавок к нормам расхода топлива, утвержденным приказом (приказами) руководителя, тем, которые использовались при расчете нормативного расхода топлива.

Далее расчетным путем определяется нормативный расход топлива по данному автомобилю с учетом проделанного километража.

Согласно Нормам расхода топлива и смазочных материалов нормативное значение расхода топлива для легковых автомобилей рассчитывается по следующей формуле:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 +0,01 x D),

где Qн - нормативный расход топлива, л,

Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км,

S - пробег автомобиля, км,

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

Приведем пример расчета нормативного расхода топлива.

Пример. Согласно путевому листу автомобиль ГАЗ-3110 (двигатель ЗМЗ-4026.10), по которому базовая норма расхода топлива составляет 13,0 л/100 км, проехал 332 км, из них:

  • 178 - по городу,
  • 154 - по области.

Автомобиль эксплуатировался в зимнее время. Согласно приказам руководителя организации применяются следующие надбавки:

  • за эксплуатацию автомобиля в зимнее время - 10%,
  • за эксплуатацию автомобиля в городе с плотностью населения 1,5 млн чел. - 10%.

Нормативный расход топлива составит:

  • по городу - 27,77 л (0,01 x 13 x 178 км x (1 + 0,01 x 20%)),
  • по области - 22,02 л (0,01 x 13 x 154 л x (1 + 0,01 x 10%)).

Таким образом, по путевому листу было израсходовано 49,79 л бензина.

Данные по нормативному расходованию бензина суммируются по всем путевым листам, и списание бензина производится на общую сумму.

Примечание. Если согласно путевому листу автомобиль следовал из одного населенного пункта в другой, рекомендуем проверить, правильно ли указано расстояние между ними, воспользовавшись соответствующим справочником.

В бухгалтерском учете списание ГСМ в рамках уставной деятельности отражается так:

Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 1 105 03 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов".

В рамках приносящей доход деятельности делается следующая запись:

Дебет счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 2 105 03 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов".

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что списание смазочных средств, а именно масел, тормозных жидкостей, тосола и др., происходит также по установленной норме. Исходя из Приложения N 1 к Нормам расхода топлива и смазочных материалов нормы эксплуатационного расхода смазочных средств (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля, причем нормы расхода масел установлены в литрах, нормы расхода смазок - в килограммах.

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

В таблице названного нами выше Приложения приведены предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.

Налоговый учет приобретения ГСМ

Бюджетные учреждения эксплуатируют автомобиль не только в рамках уставной, но и приносящей доход деятельности, при этом возникает вопрос о признании в целях обложения налогом на прибыль затрат по приобретению ГСМ за счет средств, полученных в рамках ведения предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами организации, принимаемыми в целях налогообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты налогоплательщика на приобретение ГСМ для обеспечения работы автомобилей в целях налогообложения прибыли могут быть отнесены в пределах фактически понесенных затрат на расходы при исчислении базы по налогу на прибыль.

Бухгалтеры часто задают вопрос: какими нормами расхода топлива в рамках приносящей доход деятельности следует руководствоваться при отнесении данного вида затрат на расходы при исчислении налога на прибыль? Налоговый кодекс, в частности пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, не содержит положений, позволяющих сделать вывод о том, что затраты на топливо нормируются. Следовательно, организация в рамках приносящей доход деятельности вправе принимать к учету расходы по горюче-смазочным материалам в полном объеме, при условии если они были осуществлены в рамках данной деятельности. Таким образом, норма расходования топлива на 100 км пробега в рамках приносящей доход деятельности может быть установлена выше общепринятой. Однако для того, чтобы избежать конфликтов с проверяющими органами, а также в целях устранения расхождений между уставной и приносящей доход деятельностью, рекомендуем пользоваться общепринятыми нормами расхода топлива.

Смотрите видео: Учет путевых листов и ГСМ (December 2019).