Вопросы к Юристу

Протокол об административном правонарушении

ПРОТОКОЛ 57 ОР № 123456

об административном правонарушении

«20» октября 2014 г. г. Орел

(место составления протокола)

Я, участковый уполномоченный полиции отдела полиции №2 УМВД России по г. Орлу капитан полиции Петров А.С. ________________________

(должность, наименование органа внутренних дел, специальное звание, фамилия, инициалы сотрудника, составившего протокол)

составил настоящий протокол о том, что гражданин (ка) РФ_____________

Дата рождения «24» августа 1960 г.

Место рождения г. Дмитровск Орловской области

(край, область, населённый пункт)

Место жительства г. Орел ул. Игнатова дом 2 кв. 18

Место работы (учебы), должность (№ телефона) слесарем завода «Протон» г. Орел, зарплата 7900 рублей в месяц

(наименование предприятия, адрес, СОГР или др. документ)

Документ, удостоверяющий личность паспорт 54 06 №123456 выдан 23.04.2007 года ТП УФМС РФ в Орловской области в п. Кромы

(название документа, серия, номер, кем и когда выдан)

20 октября 2014 года в 10 часов 00 минут, находясь на улице Лескова г. Орел около д.105, что является общественным местом, допустил нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу – в присутствии посторонних граждан устроил скандал и выражался грубой нецензурной бранью в адрес Александрова С.Т. На требование сотрудников полиции прекратить хулиганские действия не реагировал,______________________________________________________________________________________

(дата, время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения)

то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.1 КоАП РФ.

Права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 24.2, 24.4, 25.1, 28.2 КоАП РФ: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, выступать и давать объяснения на родном языке, пользоваться услугами переводчика, а также иные процессуальные права, мне разъяснены

подпись лица, в отношении которого составлен протокол

Положения ст. 51 Конституции РФ мне разъяснены

подпись лица, в отношении которого составлен протокол

Свидетели, понятые, (потерпевшие):

Права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 24.2, 24.4, 25.2, 25.6, 25.7, КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ, а также ответственность за дачу заведомо ложных показаний (ст. 17.9 КоАП РФ), мне разъяснены:

3. Фамилия _Иванов_______ Имя ___Иван_________ Отчество ____Иванович_______

__________________г. Орел ул. Игнатова дом 18 кв. 16______________________

4. Фамилия ______Петров____ Имя _____Петр____ Отчество ______Петрович____

___________________г. Орел ул. Лескова д. 18 кв. 16______________

Сведения о совершении лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ранее административных правонарушений:

04 мая 2014 года – по статье 20.21 КоАП РФ к штрафу в сумме 500 рублей

23 октября 2014 года – по статье 20.1 КоАП РФ к штрафу в сумме 700 рублей

(дата правонарушения, статья, нормативный акт, вид и размер наказания)

Иные сведения, необходимые для разрешения дела (сведения о проверке по ИБД Регион):_________________________________________________

К протоколу прилагаются: рапорт, объяснения, протокол медицинского_

(рапорт, заявление потерпевшего и другие, прилагаемые к протоколу документы)

Место и время рассмотрения дела об административном правонарушении:

отдел полиции №2 УМВД России по г. Орлу по адресу г.Орел ул. Комсомольская д.31_____ мне объявлены:

Ходатайствую о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства ______________________________________________________

подпись лица, в отношении которого ведётся производство по делу

Подпись лица, составившего протокол ___________________________________

Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело ______________________

Копию протокола получил (вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему, по их просьбе)

Подписи: _________________________________ _________________________

(подпись лица, в отношении которого возбуждено дело) (подпись потерпевшего)

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В тех случаях, когда протокол об административном правонарушении составляется не немедленно, а по истечении определенного периода времени, лицо, в отношении которого будет составлен данный протокол, должно быть предупреждено о месте и времени его составления. В этом случае в соответствии с пунктом 4.1. статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

По общему правилу, в соответствии с частью 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его составления. Однако, если протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направляется в суд, то в соответствии с частью 2 статьи 28.8 указанного Кодекса данный протокол направляется немедленно после его составления вместе с правонарушителем.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определило, что нарушение рассмотренных нами выше сроков составления протокола об административном правонарушении и сроков направления его судье, в орган, либо должностному лицу для рассмотрения, не является пресекательным. Это означает, что судья либо должностное лицо не вправе отказать в рассмотрении представленных материалов только на основании нарушения сроков составления либо направления для рассмотрения протокола об административном правонарушении. Несущественными являются также такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу. В тоже время следует помнить, что отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений, в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении, будет считаться существенным недостатком и, следовательно, составленный Вами протокол будет возвращен.

При составлении протокола об административном правонарушении, в соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правонарушитель вправе ходатайствовать о рассмотрении материалов дела по месту жительства. Разрешая указанное ходатайство, необходимо иметь в виду, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин. Однако, если протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, планируется направить в суд для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в виде административного ареста, то данное ходатайство необходимо отклонить, поскольку из положений части 3 статьи 25.1, части 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что такие дела должны рассматриваться судом в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении (заполненный образец-2018 – 2019, бланк протокола)

Данные и сведения, используемые в качестве доказательств по делу, могут быть установлены на основании протокола об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении должен содержать следующую информацию (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

  • дата и место оформления документа,
  • наименование должности и имя компетентного лица, оформившего протокол,
  • реквизиты лица, применительно к действиям которого оформляется протокол об административном правонарушении,
  • при наличии свидетелей и потерпевших — адреса их места проживания,
  • дата, время и место, где было совершено правонарушение,
  • факт установления события правонарушения,
  • норма права (КоАП РФ или закон субъекта РФ), регламентирующая ответственность за правонарушения,
  • показания гражданина, в отношении которого открыто дело, или представителя организации, уполномоченного законом,
  • иные факты и сведения, полезные для полного и всестороннего изучения дела.

Составление протокола об административном правонарушении

Протокол по факту совершения правонарушения оформляется практически всегда. Законом № 195-ФЗ закреплены исключения из этого правила (п. 1 ст. 28.2).

Протокол об административном правонарушении не подлежит оформлению в следующих случаях:

  • При совершении некоторых разновидностей административных правонарушений, начало изучения материалов по которым инициируется прокурором (ст. 28.4 закона КоАП РФ).
  • В ситуации избрания административного наказания в форме штрафа или вынесения предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушения. При этом постановление по делу оформляется компетентным сотрудником органа, уполномоченным на такие действия законом. Документ передается лицу, в отношении которого вынесено постановление. Факт передачи подтверждается распиской (п. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).
  • При выявлении нарушений норм права в области безопасности движения на дорогах, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с использованием работающей в автоматическом режиме спецтехники или техсредств, имеющих функцию фото-, кино- или видеосъемки (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Перечень лиц, наделенных полномочиями по оформлению протокола об административном правонарушении, зафиксирован в главе 23 КоАП РФ (п. 1 ст. 28.3). В границах компетенции соответствующего органа к ним относятся:

  • судьи,
  • сотрудники полиции,
  • сотрудники налоговых органов,
  • сотрудники таможенных органов,
  • сотрудники органов исполнительной власти субъектов РФ и др.

В п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ даются дополнительные комментарии относительно перечня правонарушений, что расширяет сферу компетенции указанных органов и должностных лиц по оформлению протокола об административном правонарушении.

Порядок составления протокола об административном правонарушении (правила, срок, в течение которого составляется документ, уведомление о составлении)

В процессе оформления протокола об административном нарушении фиксируется вся необходимая информация, указанная в п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ. При этом следует учитывать:

  • что, помимо ФИО физлица, в отношении которого инициируется рассмотрение материалов о правонарушении, нужно зафиксировать его дату рождения, т. к. ответственность по КоАП РФ наступает с 16-летного возраста (п. 1 ст. 2.3 закона № 195-ФЗ),
  • наличие свидетелей и потерпевших — не обязательное условие составления протокола об административном правонарушении, т. к. они бывают не всегда,
  • максимально подробное и полное описание любых сведений и обстоятельств должно послужить вынесению компетентным органом объективного и справедливого решения.

Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Если нужны дополнительные сведения, то протокол об административном правонарушении может быть оформлен в течение 2 дней (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Лицам, вина которых рассматривается, и потерпевшему передаются копии протокола об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). Факт передачи подтверждается распиской получателя.

В ситуации неявки указанных лиц или их представителей по закону (при условии их надлежащего извещения) протокол об административном правонарушении оформляется без их присутствия. Копия такого документа должна быть отправлена перечисленным лицам в течение 3 дней с момента составления (п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

С 31.07.2018 к протоколу о правонарушении, за совершения которого предусмотрен штраф прикладывается в обязательном порядке информация с реквизитами для заполнения платежного документа на уплату штрафа (ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 264-ФЗ).

Протокол об административном правонарушении ГИБДД

Глава 12 закона № 195-ФЗ содержит нормы административного права, касающиеся правил безопасности дорожного движения. Протокол об административном правонарушении при несоблюдении упомянутых норм не составляется, т. к. постановление о нарушении правил безопасности дорожного движения выносится должностным лицом на месте. Если оно было оформлено в отсутствие лица, нарушившего правила дорожного движения, копия такого документа с приложением фото- и видеоматериалов направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Подробно о полномочиях сотрудниках ГИБДД и ответственности за их превышение можно узнать, прочитав нашу статью Полномочия сотрудников ГИБДД – чем грозит превышение?

Таким образом, протокол об административном правонарушении по общему правилу оформляется сразу после выявления факта нарушения. КоАП РФ предусматривает случаи, в которых постановление по делу формируется компетентным сотрудником без составления протокола об административном нарушении.

Состав сведений, указываемых в протоколе об административном правонарушении, регламентирован п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении, а когда не составляется, а сразу назначается административное наказание?

Общие правила, регулирующие порядок составления протокола об административном правонарушении и требования к его содержанию регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ . В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 , частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Исключение из приведенного правила - дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ). В этом случае выносится постановление, которое должно содержать все те же сведения, указанные в статье 28.2. КоАП РФ, что и протокол.

Другой случай, когда составляется не протокол, а сразу постановление по делу об административном правонарушении в порядке статьи 29.10 КоАП РФ - если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Правда, как следует из ч. 2 статьи 28.6. КоАП РФ, в случае, если лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется все же протокол , а не постановление.

И, наконец, в соответствии с ч. 3 статьи 28.6 КоАП РФ, протокол не составляется, в частности, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи… Обращаем внимание, что речь идет об «автоматическом режиме» работы технических средств (стационарных видеокамерах). Радар в руках у сотрудника ГИБДД к таковым не относится. И если вы не признаете вину в превышении скорости, составляется протокол, а не постановление об административном правонарушении с наказанием. Впоследствии уполномоченное должностное лицо, рассмотрев материалы административного производства, в том числе и данный протокол, вынесет уже постановление.

Отказ подписать протокол и дать свои объяснения. Последствия

Как указывалось выше, требования к содержанию протокола регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ, в соответствии с ч. 5 которой, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

Таким образом, отказ подписывать протокол об административном правонарушении к положительному результату для привлекаемого к ответственности лица не приведет, поскольку отметка должностного лица о вашем отказе будет свидетельствовать о соблюдении требований закона при составлении протокола.

Кроме того, отказ от подписи и дачи своих объяснений в том случае, если вы не согласны с вменяемым вам правонарушением или наказанием, будет означать фактическое признание вины и согласие с размером штрафа. В этом случае, как указывалось выше должностное лицо составит не протокол, а постановление по делу с назначением наказания.

Обжалование протокола об административном правонарушении. Возможно ли?

Статьей 28.2 КоАП РФ не предусматривает обжалование протокола об административном правонарушении.

Таким образом, обжалование протокола об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством невозможно, т.к. действия по составлению протокола не влекут каких-либо негативных последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности на такое лицо протоколом не возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по своей сути является протоколом об административном правонарушении, поэтому также не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования.

Обжалованию подлежит постановление по делу. Рекомендуем образцы документов на данную тему:

Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец,

Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец,

Жалоба по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом),

Возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол

1) В каком случае протокол должен быть возвращен должностному лицу, его составившему?,
2) Возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству,
3) Если при рассмотрении дела по существу, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом? Протокол – недопустимое доказательство?,
4) Давность привлечения к административной ответственности..

Ответы и комментарии по указанным вопросам см. в статье " Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения"

Правила составления

О протоколе сказано в ст. 28.2 КоАП от 30.12.2001 №195-ФЗ. В законе раскрыта суть и правила составления документа. Заполненный образец протокола об административном правонарушении включает следующую информацию:

  1. Дата и место оформления.
  2. Должность, Ф.И.О составителя.
  3. Сведения о нарушителе закона. Им может быть гражданин или организация. Необходимо обозначить Ф.И.О, паспортные данные, адрес, прописку или юридический адрес, сведения о директоре организации.
  4. Данные о потерпевших и свидетелях, если они есть (Ф.И.О, паспортные данные, адреса).
  5. Сведения о правонарушении (дата, место, суть).
  6. Указание статьи закона.
  7. Пояснения нарушителя.
  8. Прочие сведения, которые нужны для помощи рассмотрения дела.

Образец протокола об административном правонарушении в РФ во всех случаях один. Документ будет отличаться лишь содержанием, поскольку составляется при конкретном нарушении. Заполненный образец протокола об административном правонарушении в ГИБДД включает примеры случаев, которые могут произойти на дороге.

Особенности составления

Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении в РФ? Делать это может только уполномоченное должностное лицо. Перед заполнением документа он должен разъяснить нарушителю о его правах и обязанностях, зафиксированных законом. Это тоже вносится в протокол.

Лица, на которых составляется бумага, должны ознакомиться с ее содержанием. Можно оставить пометку о несогласии с текстом или разъяснением. Заверяется документ с помощью проставления подписей составителя и нарушителя. Если второй не желает подписывать бумагу, это нужно указать в содержании.

Второй экземпляр протокола остается у лица, который составил его. Нарушителю надо расписаться в получении копии. Экземпляр выдается и потерпевшему. Если гражданин, из-за которого оформляется протокол, при данном событии отсутствует, ему предоставляют бумагу по почте. Закон установил на это 3 дня.

Составители

Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении? По ст. 28.3 КоАП данную работу выполняют:

  1. Должностные лица органов, которые обязаны по закону рассматривать административные правонарушения.
  2. Федеральные органы исполнительной власти – полиция, сотрудники налоговых органов, должностные лица по контролю в финансово-бюджетной сфере.
  3. Члены избирательных комиссий, лица уголовно-исполнительной системы, органы охраны.
  4. Органы местного самоуправления.

Срок составления

Период составления может быть разный в зависимости от случая. Его оформляют:

  1. Сразу же после нарушения.
  2. На протяжении 2 дней.
  3. С окончанием административного расследования.

Незамедлительно протокол составляется в том случае, когда установлены все сведения и обстоятельства события, необходимые для заполнения бланка. Если требуется выяснение какой-либо информации, законом предусмотрена возможность составления документа в пределах 2 дней с момента нарушения. При необходимости проведения расследования протокол составляют после данного мероприятия. Это разрешено законом.

Административное расследование выполняется в том случае, когда сведения могут быть получены с помощью результатов экспертиз и прочих действий, которые занимают какое-то время. Обычно на все уходит не больше 1 месяца. Но в некоторых случаях, указанных в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, данный срок можно увеличить. Если необходимо выполнить длительное расследование, то разрешенный срок может быть увеличен до полугода.

Единого заполненного образца протокола об административном правонарушении нет. Все госорганы с помощью своих внутренних документов утверждают форму протокола, применяемую в работе. Но содержанием и внешним видом бланки практически не отличаются. Образец протокола об административном правонарушении, заполненный участковым, включает те же разделы, что и остальные подобные документы.

Вверху посередине страницы указывается название документа, номер. Ниже с левой стороны фиксируется дата, а справа – место составления. Потом указывается информация о работнике, который составляет протокол, а также сведения о нарушителе. Причем потребуется не только Ф.И.О, паспортные данные, но и адрес, телефон, место работы.

Основную часть протокола составляет описание события. Ниже расположены пустые разделы, куда фиксируются данные о свидетелях и потерпевших. В конце ставится подпись нарушителя и составителя. Гражданин, из-за которого был составлен документ, подписью подтверждает, что ему объяснили права, обязанности, предоставили копию документа. Сведения о получении экземпляра удостоверяют подписью и датой вручения. Заполненный образец протокола об административном правонарушении присутствует в статье.

Неточности в этом документе бывают существенными и несущественными. К первым относят отсутствие сведений, указанных в ст. 28.2. ч. 2 КоАП. Это означает, что в протоколе надо заполнить все поля и указать все данные, о которых было сказано ранее.

Если документ оформляется в присутствии нарушителя, то нужны подписи, которые подтверждают ознакомление с правами и обязанностями и другой информацией протокола. При заполнении протокола без нарушителя и при невозможности сообщения ему о дате и месте заполнения, это считается нарушением процессуальных прав. Это влечет к отмене документа и прекращению производства по нему.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении по ПДД? Данным правом наделены инспекторы ГИБДД. Все исправления в документе заверяются подписью должностного лица, который заполнял бланк. Подпись ставит и нарушитель, подтверждающий, что он ознакомлен с исправлениями. Такие нормы заполнения обязательны для всех.

Несущественными ошибками считаются недостатки сведений, которые компенсируются при рассмотрении дела. К таким недостаткам относят заполнение документа при отсутствии нарушителя, если ему было предоставлено уведомление о дате и месте составления, но он не явился в назначенное место. Не считаются существенными и не имеют последствий орфографические ошибки, если они не в фамилиях.

Обжалование

Протокол можно обжаловать. Для этого надо собрать доказательства личной невиновности. Если документ составлен сотрудником ГИБДД, то в помощь подойдут аудио- и видеозаписи общений, а также фотографии. Каждая деталь может быть важной.

Необходимо заполнить раздел «Объяснения водителя». Там надо указать фразу «Не согласен». Затем уточняется, как все происходило на самом деле. В конце следует указать, какие есть доказательства. Пустые места надо прочеркнуть для исключения незаконного добавления сведений.

Важно подготовиться к разбору происшествия в ГИБДД или к суду. Нужно внимательно проанализировать ситуацию. Следует распечатать информацию из нормативных документов, относящихся к делу. Внимательный подход к ситуации позволит быстро решить эту проблему.

Иногда оформление документа не происходит. Если зафиксировано нарушение, которое является общественно опасным, и за которое положено предупреждение или штраф, то протокол не требуется. Составлять документ не нужно в том случае, если сразу после нарушения был назначен штраф или вынесено предупреждение. В этой ситуации заполняется постановление, экземпляр которого предоставляется и нарушителю – лично или по почте. Если нарушитель не согласен с последним документом, то требуется протокол.

Протокол о нарушении служит подтверждением произошедшего события. Часто его составляют при нарушении правил ПДД. Кто бы его ни заполнял, необходимо придерживаться правил оформления. Тогда документ обладает законной силой.

Требования к протоколу

Протокол о правонарушении используется для приведения доказательств по рассматриваемому делу, о чем говорится в ст. 26.2 (п.2) закона №195.

Согласно требованиям закона, данный документ должен иметь следующий состав:

  1. Место, дата оформления.
  2. ФИО и должность ответственного за составление сотрудника.
  3. Сведения о лице, в отношении которого составляется документ о нарушении.
  4. Сведения о свидетелях (при их наличии).
  5. Детали совершенного проступка – место, время.
  6. Описание правонарушения.
  7. Ссылка на закон, регулирующий наказание за совершенное деяние.

Кроме того, в тексте постановления приводят показания лица, обвиняемого в правонарушении, или уполномоченного сотрудника, представляющего организацию, а также любые другие сведения, которые требуются для всестороннего рассмотрения вопроса.

Случаи необязательности протокола

Иногда в составлении протокола о нарушении нет необходимости:

  • по определенным административным делам, инициируемым прокуратурой согласно положений ст. 28.4 вышеупомянутого закона,
  • при определении в качестве меры наказания административного штрафа уполномоченным по закону сотрудником, постановление подлежит передаче правонарушителю под роспись,
  • нарушение касается правил дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), а факт его совершения фиксирован специальной техникой по контролю за ситуацией на дороге.

Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при оформлении:

  1. Помимо информации о полном имени нарушителя, указывают сведения о рождении. Это необходимо в связи с требованием установить достижение нарушителем 16-летнего возраста.
  2. Для несовершеннолетних лиц, достигших 16-летия, мера наказания определяется, учитывая их возраст.
  3. Привлечение свидетелей, наличие потерпевшей стороны – необязательная мера при составлении протокола.

На видео о составлении протокола

Обязательное требование к протоколу – фиксация всех подробностей и деталей, касающихся совершенного нарушения. Если административное нарушение связано с автомобилистом, не соблюдавшим ПДД, протокол не оформляется ввиду того, что постановление выписывается компетентным инспектором ГИБДД.

Смотрите видео: Общие правила заполнения протокола ГИБДД (September 2020).