Вопросы к Юристу

Съемка на камеру сотрудников полиции при исполнении

В то же время, запись беседы сотрудника ГИБДД, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей, и водителя не подпадает ни под один из подобных запретов.

Если регистратор или камера не позволяют записывать звук в хорошем качестве, то лучше подключить к ним дополнительные аудио-приемники.

Роман ВАСИЛЬЕВ: «Снимать сотрудника ГИБДД на камеру можно, но есть ограничения»

– У многих есть опасения, что представители власти будут пользоваться тем, что запрета препятствовать съемке нет, и поэтому при каждом удобном случае будете запрещать снимать?

– Поверьте, такого не будет. Потому что действия инспектора контролируются не только с точки зрения общественности.

Его вердикт однозначен и понятен — снимать можно. Вот его официальный ответ: Согласно его письму, на текущий момент положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использование оборудования фото- или видео-фиксации — нет.

Разумеется если съёмка ведётся в публичном месте. Поэтому инспектор ДПС не имеет права запрещать водителям или простым прохожим осуществлять его видеосъёмку на посту или при выполнении должностных обязанностей. Если же сотрудник ГИБДД РФ запрещает его снимать на фото или камеру — потребуйте у него представиться, согласно п.5 ст.5 ФЗ «О полиции», а так же постарайтесь зафиксировать его нагрудный жетон.

После этого открываем сайт ГИБДД () и пишем на этого полицейского жалобу с изложением всех подробностей. За самоуправство он понесёт заслуженное наказание!

Теперь немного поговорим об обратной стороне медали, а именно о том — можно ли сотрудникам ДПС при исполнении снимать на фото- или видео-камеру участников дорожного движения — водителей и пешеходов.

Можно ли снимать на камеру инспектора ДПС?

Между тем, новый регламент чётко предписывает, что сам инспектор практически должен снимать административные действия на камеру.

Но так ли это на самом деле?! Упразднение пункта 25 регламента не означает обратного действия закона.

Проще говоря, то, что убрали пункт о том, что сотрудник не должен препятствовать снимать себя на камеру, ещё не значит, что теперь он может препятствовать. Видеосъёмку вовсе не запретили. Итак, в соответствии со статьёй 29 Конституции, Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом Есть ещё ФЗ «О полиции», который говорит нам следующее: Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Не снимайте, я стесняюсь: водителям запретят фото- и видеосъемку инспекторов ГИБДД

В таком виде документ отправился в Министерство юстиции России.Тревогу забила Федерация автовладельцев России: «Когда я увидел, что исчезла эта норма, я сразу написал в Минюст.

Несмотря на то, что общественные слушания прошли, но история 2009 года показывает, что еще есть шанс ее вернуть, потому что тогда требование о видеосъемке Минюст включил.

Есть шанс, что в этот раз они обратят на это внимание и попросят МВД эту норму вернуть», — говорит Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автомобилистов России.Как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. Фото reporter64.ru Официальный комментарий ГИБДД к моменту публикации «Реальному времени» получить не удалось.

Однако, как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке.

Новый Регламент ГИБДД от 20 октября 2017: видеосъемка, остановка, засады

Водителем в данной просьбе может быть и отказано.Поэтому снимать на видеокамеру инспектора ДПС при исполнении не запрещено.

Регламентом не запрещено. Если инспектор попросит не осуществлять видеозапись со ссылкой на другие правовые акты, то такое требование будет вполне законным и ему следует подчиниться. Например, запрет съемки при проведении спец мероприятий, вблизи спец объектов и др.Что касается съемки водителя, то инспектор обязан уведомить об этом участника дорожного движения (пункт 38).Использование зажимов, зацепов и других ухищренных приборов, которые не дают инспектору возможности отойти с документами, использовать запрещено. Теперь инспекторы принимают документы без удерживающих устройств (пункт 53).Однако не понятно, что делать инспектору если водитель передает документы на цепочке.

Могут ли сотрудники ДПС снимать нарушения на личную камеру?

Сергей, здравствуйте! У нас, в Белгородской области, персонажи в форме ИГБДД сплошь и рядом ведут съёмку на свои мобильники.

У меня был инцидент с ними. Большое руководство ГИБДД и прокуратуры области отписалось с ссылкой на приведённые Вами материалы.

Мол, всё законно. Однако, в моей ситуации автомобиль был остановлен без видимых оснований, т.к.

Я. руководствуясь ст. 24 Конституции РФ, гласящей, что сбор информации о гражданине без его согласия запрещён и ст. 23 Конституции, гарантирующей мне право на частную жизнь, а также сославшись на ч.19 ст. 13 Закона «О полиции», разрешающую: «…производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом», запретил ему вести в отношении меня и членов моей семь видеосъёмку на несертифицированную аппаратуру и с нарушением процессуального порядка.

Однако он проигнорировал моё требование. Ответ из вышестоящих инстанций я описал выше.

У меня вопрос: как в этой ситуации работает понятие главенство Закона. Ведь, все, в основном, оперируют положениями Приказа МВД №185 от 02.03.2009 ( или Административного регламента ГИБДД)? За неправомерную остановку а/м и хамство в общении оба ИДПС, как указано в письменном ответе, понесли наказание — одному устно объявили выговор, а другому погрозили пальчиком.

Вот как-то так. Невольно задаю себе вопрос: а что было бы, если бы я что-то нарушил, то погрозили бы мне пальчиком или тут же выставили бы на бабки с составлением протокола…

Нормативное регулирование

У сотрудников полиции в России сегодня широкие права.

Закон позволяет им при необходимости в ситуациях, когда это требуется для безопасности мирного населения и в других целях:

  • останавливать граждан или личные машины с целью установления личности, выяснения цели передвижения по дороге или населенному пункту, за его пределами,
  • проверять общественный транспорт и лиц, которые в нем находятся, в том числе и их личные вещие, если они покажутся подозрительными,
  • проверять документы у граждан РФ и иностранцев, пребывающих на территории России,
  • входить в жилые и нежилые помещения с целью проверки каких-либо обстоятельств,
  • другое.

Законодатель утверждает, что снимать полицейских при исполнении ими обязанностей можно, необходимо только предупредить о начале съемки:

  • В Законе №3 (07.02.11) О полиции такой запрет отсутствует. Наоборот, в ст. 8 сказано, что деятельность сотрудников правоохранительных органов является открытой, если законодательство не указывает на требования в данной ситуации иных российских законов:
    • Уголовного или Административно-процессуального кодекса,
    • об оперативно-розыскной деятельности,
    • о тайне, которая охраняется государством,
    • о защите прав граждан, организаций, общественных объединений,
    • других.
  • В Ведомственных нормативных актах, касающихся деятельности сотрудников ГИБДД. Административный регламент ГИБДД (п. 25), которым утверждается порядок контроля и надзора за участниками дорожного движения для обеспечения безопасности на дорогах, указывает, что:
    • сотрудник ГИБДД не должен препятствовать проведению аудио- или видеозаписи участником дорожного движения,
    • если существует запрет на конкретную съемку, сотрудник ГИБДД должен сообщить об этом заинтересованному лицу со ссылкой на документ или статью закона,
    • участник дорожного движения имеет право фиксировать разговор с сотрудником ГИБДД.
  • Принцип доступности к информации и публичности закреплен в:
    • Законе №8 (09.02.09) Об обеспечении доступа к деятельности госорганов и органов местного самоуправления, в ст. 4,
    • Законе №273 (25.12.08) О противодействии коррупции на территории РФ, в ст. 3,
    • Законе №58 (27.05.03) О системе госслужбы в России.
  • Указом Президента №2334 (21.12.93) в п. 3 установлены дополнительные гарантии, дающие гражданам право для доступа к информации в отношении деятельности государственных органов и различных служб. В частности любой гражданин имеет право осуществлять контроль за государственными службами и организациями, должностными лицами, если только их деятельность связана с правами и интересами иных граждан.

Можно ли вести съемку

В Конституцию РФ, ст. 29, п. 4 законодатель поместил право для граждан получать, искать, передавать, распространять и производить информацию, если это будет делаться законными способами.

Так, согласно этой статье гражданин имеет право снимать на фото и видео:

  • пресс-конференции, если только это не запрещает сам организатор,
  • различных лиц, которые участвуют в акциях протеста, демонстрациях или являются спикерами какого-либо мероприятия,
  • участников какого-либо происшествия и столкновения в 2018 году,
  • любых людей, которые случайно оказались в кадре, когда не было цели их снимать (при этом человек в кадре не должен закрывать объектив руками, протестовать явно или возражать против съемки).

В других случаях к данному вопросу относится:

  • охрана своего изображения гражданами (Гражданский кодекс, статья 1 — Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства),
  • защита информации об оперативно-розыскной деятельности (статья 12 соответствующего Закона),
  • защита государственной и иной тайны, которая охраняется законом (Закон №5485-1 от 21.07.93, статья 5).

Если существует какое-либо ограничение на осуществление съемки в конкретной ситуации, то сотрудник полиции согласно Закону о полиции ст. 5 должен указать заинтересованному лицу, каким внутренним нормативным актом или Законом РФ он руководствуется.

Отдельно в большинстве случаев существует запрет на осуществление съемки в отделениях МВД, где также действует и пропускной режим.

Снимать без разрешения можно только комнаты для приема граждан. Войти на территорию ОВД можно по разрешению руководителя или заместителя конкретного отделения. Данное положение утверждает Приказ МВД №015 (11.03.12).

С помощью специальных и профессиональных средств, а также скрытых камер и фотоаппаратов снимать нельзя в любом месте. Но это положение не относится к мобильным телефонам, с помощью этих устройств, считает законодатель, нельзя собрать секретную информацию.

Для использования в суде видеоматериалы должны быть сделаны юридически грамотно. Поэтому не всякую съемку суд может рассмотреть в качестве доказательств.

Для граждан вполне реально в качестве доказательств нарушения их прав при общении с полицейскими использовать аудиозаписи, видео, сделанное камерами наблюдения, съемки с мобильных телефонов. Для этого необязательно иметь при себе профессиональную камеру.

Ответственность за препятствие

Какая ответственность налагается законодательством за препятствие съемке, если в данной конкретной ситуации она не противоречит закону, который разрешает открытость и публичность для данного вида деятельности? Основная статья, которую можно применить к полицейскому – это «Самоуправство».

За незаконное препятствие проводимой съемке должностное лицо должно понести ответственность также по ст. 286 УК РФ за превышение своих полномочий. Эти нормы законодатель советует применять, если полицейский незаконно удалит фотографии с карты памяти фотоаппарата или видео с камеры.

В данном случае можно руководствоваться Гражданским кодексом, ст. 1252. Уничтожать видео- и фотоматериалы можно только в том случае, если они являются контрафактными, т. е. искажают ситуацию или при их создании гражданином были нарушены авторские права.

Если сотрудник полиции изъял видеокамеру или флэшкарту, гражданин может руководствоваться статьей 161 УК об открытом хищении чужого имущества. При этом стоимость изъятого имущества значения не имеет. Но свою правоту пострадавшему в любом случае можно доказать только в суде.

Правила поведения сотрудников полиции при съемке

Любой сотрудник государственных органов, в том числе и полицейский, должен помнить, как общаться с гражданами при исполнении своих обязанностей:

  • назвать свою должность и звание, фамилию,
  • предъявить служебное удостоверение, если этого потребует гражданин,
  • сообщить о цели и причине обращения.
  • разъяснить причину, по которой это происходить,
  • указать на основания применения меры, т. е. ее законность,
  • сообщить гражданину о наличии у него прав и обязанностей.
  • выслушать его,
  • разъяснить ему свои полномочия,
  • принять меры по данному вопросу в рамках своих полномочий, в другом случае разъяснить, куда ему обратиться.

Каждому полицейскому, который приступает к исполнению своих обязанностей в общественном месте, необходимо иметь при себе служебное удостоверение, быть одетым в форменную одежду со специальным нагрудным значком для идентификации его как сотрудника правоохранительных органов.

При общении с гражданином, который желает собрать информацию о происшествии на видеокамеру, а также взять интервью у должностного лица, последнему также необходимо придерживаться некоторых принципов поведения:

  • при съемке не следует прямо смотреть в камеру, в разговоре с собеседником лучше смотреть на него,
  • при общении с группой граждан полицейский должен смотреть и отвечать тому, кто задал вопрос,
  • во время разговора не следует опускать или закатывать глаза, отводить взгляд в сторону,
  • держаться необходимо с достоинством и спокойно,
  • обязательно необходимо следить за выражением лица и эмоциями, они должны соответствовать сказанному,
  • при некорректно заданных вопросах не следует идти на провокацию и терять самообладание,
  • сотрудник правоохранительных органов при общении с гражданами или выполнении своего долга не может держать руки в карманах или на бедрах, размахивать ими, жестикулировать и т. д.,
  • если общение с гражданином с камерой происходит сидя, нельзя сидеть с широко расставленными ногами или положить ногу на ногу, а руки — на колени, но лучше скрестив ноги в области лодыжек,
  • нельзя также иметь расслабленный вид перед корреспондентом.

Как избежать неприятностей

Гражданин, который хочет осуществить съемку какого-то события с участием других граждан и полицейских, должен понимать, что его неправильное поведение грозит как минимум неприятностями. Полицейский может незаконно препятствовать съемке, если не захочет, чтобы его неправомерные действия были зафиксированы.

Дополнительно, запрещая снимать данные обстоятельства, полицейский может указать заинтересованному лицу, что тот мешает полиции выполнять свои обязанности или предъявит другие претензии, которые на первый взгляд могут оказаться существенными. При этом гражданин не может оказывать противодействие российской полиции или отдельному ее представителю и не подчиняться, иначе сам попадет под суровое наказание Уголовного кодекса.

Если полицейский отказывает в съемке законно, то следует подчиниться. В то же время есть немало нюансов для определения законности сказанному, поэтому нужно не бояться и вступить в диалог.

Когда полицейский требует немедленно остановить съемку, то гражданину все-таки рекомендуется не спешить, но вести себя уважительно и постараться задать представителю власти некоторые вопросы:

  • законы ли ваши требования,
  • почему я должен прекращать съемку,
  • вы занимаетесь секретной деятельностью,
  • какими нормами законы вы руководствуетесь,
  • на основании какой статьи закона я должен прекратить съемку.

Нередко такого монолога со стороны частного «режиссера» бывает достаточно, но не всегда. Но если поблизости не будет свидетелей, то нужно быть готовым, что полицейский просто отнимет камеру и сотрет запись. Никаких доказательств его противоправных действий просто не будет.

Что еще важно знать

Если между полицейским и гражданином, который попытался снимать его при исполнении служебных обязанностей на камеру, произошел инцидент, необходимо все-таки найти возможность, чтобы доказать нарушение гражданских прав. Например, можно обратиться к вышестоящему должностному лицу, привлечь частных лиц, находящихся поблизости в свидетели, использовать любые законные и уместные в данной ситуации вещи.

Если все-таки камера или фотоаппарат разбит, то не стоит отчаиваться, там есть карта памяти, на которой остался отснятый материал. С помощью специальных программ все можно восстановить, конечно, кроме самого записывающего устройства.

Если гражданин оказался в ситуации, что записывающее устройство у него забрал полицейский, то судебного разбирательства не избежать. Потребуется написать жалобу в Управление МВД или прокуратуру. Если он вернет камеру, но будет уничтожена только видеозапись, то в жалобе нужно настаивать на проверке полицейского на детекторе лжи.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область - +7 (499) 703-16-92
  4. Санкт-Петербург и область - +7 (812) 309-85-28
  5. Регионы - 8 (800) 333-88-93

Что изменилось относительно видеосъёмки инспектора

Ранее в Приказе №185 был соответствующий пункт 25 о том, что сотрудник при исполнении им своих служебных обязанностей не имеет права препятствовать съёмке водителем на камеру процесса административного дела. В новом приказе этот пункт канул в лету. Это единственное изменение касаемо нашего главного вопроса.

Впоследствии при сравнении двух этих приказов СМИ буквально взорвали новости о том, что теперь якобы нельзя вести видеосъёмку сотрудника полиции. Между тем, новый регламент чётко предписывает, что сам инспектор практически должен снимать административные действия на камеру.

Но так ли это на самом деле?!

Запретили ли снимать сотрудника ГИБДД?

Упразднение пункта 25 регламента не означает обратного действия закона. Проще говоря, то, что убрали пункт о том, что сотрудник не должен препятствовать снимать себя на камеру, ещё не значит, что теперь он может препятствовать. Видеосъёмку вовсе не запретили.

Дело в том, что возможность снимать гаишников на видео прямо разрешает сразу несколько законодательных актов, среди которых есть даже Конституция! Давайте по порядку взглянем на них.

Итак, в соответствии со статьёй 29 Конституции,

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом

Есть ещё ФЗ "О полиции", который говорит нам следующее:

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Фактически, два этих законодательных акта прямо отвечают на наш главный вопрос: можно ли снимать инспектора ГИБДД на видео. И ответ этот: "Да, можно".

Но что за мера открытости, о которой упоминается в законе о полиции? Речь о том, что такой запрет, действительно, может иметь место, но в установленных законодательством случаях.

К таким случаям относятся, например, режимность объекта съёмки (если Вы снимаете территорию, вход на которую происходит в ограниченном или контролируемом режиме), тайность объекта, отношение территории к военным базам и подобным. Но могут быть и другие случаи, когда такой запрет съёмки может быть законным. И в этом случае законодательство прямо обязывает инспектора ГИБДД сообщать водителю не только о факте такого запрета, но и о его причине (основании).

К слову, к таким основаниям не могут быть отнесены "любимые отмазки" сотрудников ГИБДД: разного рода спецмероприятия и прочие указания начальства МВД. Такие мероприятия не могут и не должны противоречить закону. А нарушение конституционных прав граждан в этом случае вполне является тем случаем, когда такие указы или мероприятия можно посчитать ничтожными.

Итак, новый регламент ГИБДД не запрещает снимать сотрудников на видеокамеру. И, если бы он это запрещал, то было бы его прямое противоречие Федеральным законам и Конституции. Ведь, представьте ситуацию: Приказ этот писан не для водителей, а для сотрудников МВД, и водитель лишь обязан знать Конституцию, которая разрешает ему съёмку, а инспектор ему это запрещает на основании какого-то "непонятного" для водителя приказа. Очевидно, это приведёт к спору, в том числе, возможно, судебному, и тогда суд должен будет принять сторону водителя ввиду приоритетности Конституции перед приказами органов.

Что, если сотрудник всё равно запрещает снимать его на камеру?

В этом случае сложно что-то советовать. На самом деле, санкция за неподчинение законному требованию сотрудника полиции подразумевает ответственность в виде вплоть до ареста до 15 суток. Но решить это может только суд (дела по аресту может рассматривать только судья). Поэтому и "сидеть" водителю вряд ли придётся.

Однако, до суда сотрудник ГИБДД ещё задержит водителя и, возможно, последнему придётся посидеть в камере задержания определённое время (иногда до суток-других) в ожидании суда. Поэтому в любом случае есть риск, хотя и быть оправданным, но попасть на неприятные административные процедуры.

Какое наказание инспектору за препятствование съёмке?

Увы, но специальной нормы, которая бы предусматривала ответственность для должностных лиц в случае незаконного запрета снимать инспектора ДПС на камеру, нет. Есть лишь дисциплинарная ответственность в виде возможного выговора от начальства и/или лишения части премии. Но это практически неподконтрольная мера со стороны граждан.

Как мы уже указали выше, возможна лишь отмена административного ареста в случае признания судом незаконности воспрепятствования видеосъёмки водителем сотрудника ГИБДД.

Можно ли снимать инспектора на камеру в отделениях УВД/ОВД/ГИБДД/МРЭО?

Как мы уже описывали выше, инспекторы вправе запрещать видеосъёмку на специальных режимных объектах. Но дело в том, что, согласно статье 13 ФЗ "О Полиции", отделения МВД должны обеспечивать у себя в зданиях пропускной режим. И здесь, казалось бы, налицо правомерность запрета съёмки.

Но нет. Суть заключается в понимании режимности объекта. Не любой режим, установленный где бы то ни было, делает такой объект режимным. И пропускной режим не исключение. Поэтому снимать инспектора ДПС на камеру в его служебном помещении можно.

Содержание

Дорога с ее оживленным транспортным движением всегда являлась источником повышенной опасности. По этой причине управление автомобилем требует внимания и сосредоточенности. Но случается так, что водителю приходится проявлять бдительность и при общении с сотрудниками дорожно-постовой службы. Призванные наблюдать за порядком на проезжей части, они могут пойти на должностное преступление и допустить превышение полномочий ДПС. Как определить правомочность действий представителя власти и что делать в случае его противозаконного поведения?

Что значит «превышение полномочий»?

Следует отличать понятия «злоупотребление» и «превышение». Они оба регламентируются Уголовным Кодексом Российской Федерации. В первом случае (статья 285), имеется в виду использование лицом, занимающим определенную должность, своего положения для достижения личных корыстных целей, преступление совершается в пределах его служебных обязанностей. Во втором (статья 286), действия должностного лица выходят за рамки его прямых полномочий. Состав преступления наблюдается, если подобные поступки наносят ущерб интересам как простых граждан, так и юридическим лицам, государству, обществу.

Основываясь на судебной практике, все ситуации с превышением должностных полномочий подразделяют на группы:

  • Совершение действий за другое должностное лицо, исполнение его обязанностей, без законного на то основания. Примером может служить случай, когда работник патрульно-постовой службы пытается проверить автолюбителя на наличие документов на право управления транспортным средством.
  • Единоличное совершение действий, которые должны производиться только группой людей. Может произойти, когда сотрудник ДПС обязан привлекать понятых, а он этого не делает.
  • Совершение действий, разрешенных законодательством только в определенных случаях. Это могут быть те моменты, когда инспектор ГИБДД останавливает машину без достаточных на то оснований.
  • Совершение противоречащих законодательству действий, которые не должны осуществляться ни при каких обстоятельствах. Не только представителю власти, а и любому человеку запрещено грубить и рукоприкладствовать.

Важно! Все эти ситуации можно считать преступлением, только если обвиняемый находился при исполнении своих служебных обязанностей. В другое время к нему применяются меры, как к обычному гражданину.

Любое действие инспектора дорожно-постовой службы регламентировано законодательством и руководящими документами. Нарушение предписаний будет преступлением, за которое предусмотрена ответственность.

Как распознать превышение должностных полномочий сотрудником ГИБДД?

Рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций:

Требование остановиться. Оно может предъявляться только тогда, когда у полицейского есть достаточно оснований. В их число входят: нарушение ПДД или наличие информации об участии в происшествии, транспортное средство находится в розыске, проведение мероприятий, связанных с ограничением движения и другие. Полный перечень содержится в пункте 13.7 «Наставлений по работе дорожно-постовой службы».

Важно! Просто так остановить машину полицейский не имеет права. Если он это сделал, то срок задержания должен быть минимален.

Проверка документов. В тех же наставлениях сказано, что потребовать предоставить документы на вождение и владение машиной инспектор может только на стационарных постах и контрольно-пропускных пунктах. Исключения составляют ситуации, когда представитель власти действует в рамках мероприятий специального назначения.

Досмотр машины. Может проводиться только при наличии достаточных оснований. Обязательно составление протокола и присутствие двух понятых. Сотрудники правоохранительных органов таковыми быть не могут. Если же инспектор все сделал правильно, то препятствовать досмотру нельзя, за это грозит арест на пятнадцать суток.

Грубое обращение. В ранее упомянутых наставлениях (пункт 18.7) сотруднику ДПС рекомендовано доброжелательное общение с водителями и их пассажирами. Все вопросы должны быть обоснованными, иметь правовое подтверждение. Запрещается делать замечания участникам дорожного движения в присутствии их детей. С подростками инспектору необходимо общаться как с взрослыми людьми. Любое нравоучение, а тем более грубость, должно восприниматься как превышение полномочий, данных властью.

Рассмотренные ситуации наиболее часто происходят при общении полицейских с участниками дорожного движения. На практике их гораздо больше. Необходимо быть внимательным, а в случае противоправных действий, посоветоваться с правозащитником о том, как вести себя дальше.

Есть ли наказание за превышение полномочий ДПС и куда обращаться?

Пунктом 1 статьи 286 УК РФ за подобные преступления предусмотрен целый перечень наказаний, применение которых зависит от состава преступления. Самое минимальное – штраф до восьмидесяти тысяч рублей. Обвиняемого могут лишить права занимать подобные должности на протяжении пяти лет, а могут и на четыре года лишить свободы.

Если имеют место отягчающие обстоятельства, такие как применение насилия или его угроза, использование оружия и спецсредств, причинение тяжкого вреда, то в таких ситуациях наказание будет намного строже, максимальное – до десяти лет лишения свободы.

Если сотрудник ГИБДД допустил некорректное поведение или иным способом превысил свои должностные полномочия, то на него следует пожаловаться вышестоящему руководству. Если неизвестно подразделение, к которому относится нарушитель, то обращаться необходимо в прокуратуру. При наличии доказательств, достаточных для обвинения, направить заявление в суд.

Важно! Точно квалифицировать поведение работника ГИБДД сложно. Для этого понадобится поддержка опытного юриста. Он поможет разобраться в ситуации и подскажет, как правильно оформить обращение в соответствующие правоохранительные органы.

Не надо прощать представителям власти элементарной грубости. За свое неправильное поведение они должны нести наказание в соответствии с законом. Если бы обоснованные жалобы на сотрудников ДПС направлялись потерпевшими во всех случаях, тогда произвола на дорогах было бы меньше.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Смотрите видео: Глава ГИБДД разъяснил, можно ли снимать сотрудников ГИБДД при исполнении или нет! (MARCH 2020).