Вопросы к Юристу

Перевыставление возмещаемых затрат: как не потерять вычеты по НДС у конечных покупателей

Однако на практике у арендаторов могут возникать проблемы с заключением договоров на коммунальные услуги, поскольку обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого оборудования, необходимого для обеспечения учета потребления энергии (п. 2, п. 4 ст. 539, п. 1, п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому на практике существует несколько различных способов обеспечения арендатора коммунальными услугами, например: — арендатор заключает с арендодателем , чтобы последний выступал его представителем перед поставщиками коммунальных ресурсов (данный вариант при подготовке ответа не рассматривается), — арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг отдельным платежом (по отдельному счету), — арендатор компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы.

Бухгалтерские и юридические услуги

И даже в тех случаях, когда арендодателем не выделяется НДС в сумме компенсации.

Но такой вывод возможно оспорить.

Если НДС не выделен в счете, арендодатель не выставляет счет-фактуру, а в договоре не указывается, что компенсация возмещается с НДС, арендатор имеет право полагать, что он компенсирует расходы на электроэнергию без НДС. В этом случае затраты можно рассматривать экономически обоснованными для арендатора и их возможно признать для целей налогообложения прибыли.

Следует заметить, что рассмотренный выше способ возмещения коммунальных расходов не выгоден арендатору, т.к. тот теряет право на вычет «входного» НДС по коммунальным расходам, а так же могут возникнуть налоговые риски в случае принятия указанных сумм НДС в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

Следовательно, для принятия НДС по компенсируемым им коммунальным расходам, необходимо наличие счета-фактуры с выделенным НДС, выставленного арендодателем.

НДС при перевыставлении расходов (Мисникович Л.)

Расчет расходов за электроснабжение производится в соответствии со снимаемыми показаниями приборов учета на основании действующих тарифов снабжающих организаций. Обычно в договоре не указывается обязанность арендатора дополнительно уплачивать НДС сверх суммы возмещения стоимости электроэнергии.

При этом арендодатель зачастую выставляет акт на возмещение электроэнергии с выделенной суммой НДС, но счет-фактуру не представляет.Поскольку в рассматриваемой ситуации арендодатель не представляет арендатору счет-фактуру на стоимость потребленных услуг по электроэнергии, арендатор, оплатив стоимость коммунальных услуг, не вправе принять к вычету сумму «входного» НДС по ним, так как не соблюдается одно из условий принятия НДС к вычету, установленное в п.

1 ст. 169 Налогового кодекса.Согласно п. 1 ст.

Порядок перевыставления транспортных расходов покупателю

Подробнее о выставлении счетов-фактур посредниками читайте в нашей статье . Этот вид перевыставления транспортных расходов на практике встречается нечасто, но он более простой по документальному оформлению по сравнению с первым.

485 ГК РФ предусмотрено, что в договоре реализации можно поставить пункт об изменении стоимости товара при наступлении определенных обстоятельств.

На момент передачи товара организации-перевозчику у вас на руках уже будет договор об оказании транспортных услуг и счет на оплату этих услуг.

Почему плательщикам НДС не выгодно работать с организациями без НДС?

Получается, что покупка у компании без НДС обходится покупателям на 18% дороже, чем аналогичная, приобретенная у продавца на ОСНО.

Законодательно нет запретов на работу организаций на ОСНО с компаниями на УСН, но бухгалтерам стоит запросить у них информационное письмо или иной документ, подтверждающий право работать без начисления НДС. Вся сумма, перечисленная в пользу компании, выставившей счет без НДС, учитывается в расходах при расчете налога на прибыль.

Услуга без НДС

Рассмотрим случай, когда по договору поставки продавец не обязан доставлять товар покупателю.

Однако по просьбе покупателя он берется это сделать, не имея собственного транспорта.

Для этого продавец привлекает перевозчика. В этом случае фактическим «приобретателем» транспортных услуг является покупатель товара, ведь именно он несет бремя расходов и потребляет саму услугу. Вместе с тем перевозчик выпишет счет-фактуру и первичные документы на имя другой организации (продавца товара), с которой у него заключен договор на перевозку груза.

Должен ли в этом случае продавец товара перевыставлять счет-фактуру своему покупателю на стоимость расходов по доставке?

Перевыставление возмещаемых затрат: как не потерять вычеты по НДС у конечных покупателей

3 подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры при приобретении услуг посредником от своего имени и перевыставлении счетов-фактур конечному покупателю услуг в строке 2 счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование продавца услуг, а не посредника. По мнению контролирующих органов, в строке «Продавец» счета-фактуры также следует указывать фактического продавца услуг (оператор связи, транспортная компания, др.), а не посредника.

При этом счет-фактуру подписывают уполномоченные лица компании-посредника (письма Минфина России , от 10.05.2012 № 03-07-09/47).

Приведенные выше выводы подтверждены решением ВАС РФ от 25.03.2013 № 153/13, которым абз. 3 подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры признан соответствующим Налоговому кодексу РФ. Напомним, что в данном деле налогоплательщик пытался оспорить названную норму, согласно которой при перевыставлении счетов-фактур посредником, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в качестве продавца указывался не посредник, а продавец.

Что нужно учесть материнской компании как посреднику

Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (далее — Правила заполнения счета-фактуры), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее — постановление № 1137), предусмотрен порядок выставления счетов-фактур в рамках посреднических договоров (комиссии, агентирования). Согласно данному порядку в случае приобретения товаров (работ, услуг) от своего имени комиссионер (агент) при выставлении счетов-фактур комитенту (принципалу) отражает в них показатели счетов-фактур, которые ему выставили продавцы этих товаров (работ, услуг) (подп. «а», «в», «г», «д», «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Позиция контролирующих органов

Налоговые органы считают возможным применения данного порядка заполнения счетов-фактур и к другим договорам, которые содержат в себе элементы посреднических (см. письмо ФНС России от 14.03.2013 № ЕД-4-3/[email protected]). Например, в части услуг экспедитора, приобретенным от своего имени у третьих лиц и перевыставленных заказчику.

Следует учесть, что если посредник по одному счету-фактуре приобрел товары (работы, услуги) для нескольких принципалов, в перевыставляемых счетах-фактурах посредник должен отра­зить данные о товарах (работах, услугах), их стоимости, суммах начисленного НДС в части, приходящейся на долю каждого из них (письма Минфина России от 14.03.2014 № 03-07-15/11221 — направлено в инспекции на местах письмами ФНС России от 18.04.2014 № ГД-4-3/[email protected], от 02.08.2013 № 03-07-11/31045).

Согласно абз. 3 подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры при приобретении услуг посредником от своего имени и перевыставлении счетов-фактур конечному покупателю услуг в строке 2 счета-фактуры указываются полное или сокращенное наименование продавца услуг, а не посредника. По мнению контролирующих органов, в строке «Продавец» счета-фактуры также следует указывать фактического продавца услуг (оператор связи, транспортная компания, др.), а не посредника. При этом счет-фактуру подписывают уполномоченные лица компании-посредника (письма Минфина России от 27.11.2013 № 03-07-09/51186, от 10.05.2012 № 03-07-09/47).

Позиция суда

Приведенные выше выводы подтверждены решением ВАС РФ от 25.03.2013 № 153/13, которым абз. 3 подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры признан соответствующим Налоговому кодексу РФ.

Напомним, что в данном деле налогоплательщик пытался оспорить названную норму, согласно которой при перевыставлении счетов-фактур посредником, приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в качестве продавца указывался не посредник, а продавец.

По мнению налогоплательщика:

— такое заполнение счета-фактуры могло вызвать претензии налоговых органов, например, если налоговый орган направил бы запрос продавцу, указанному в счете-фактуре, который не подтвердит наличие хозяйственных отношений с конечным покупателем, в интересах которого посредником приобретались товары (работы, услуги),

— указание наименования, адреса, идентификационного номера посредника, вместо продавца в счетах-фактурах, направленных покупателю в случае приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав через посредника, позволит идентифицировать руководителя и бухгалтера организации, подписавшей счета-фактуры, с организацией, изготовившей и направившей счета-фактуры, и тем самым исключит возможность возникновения споров с налоговыми органами.

Однако ВАС РФ не поддержал позицию налогоплательщика и указал, что:

— независимо от того, привлекается посредник или нет, товары (работы, услуги) приобретаются за счет средств покупателя, к которому переходит от продавца право собственности,

— при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг) от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм НДС, уплаченных ему покупателем.

Дополнительные строки и дополнительные обязанности

Посредник вместе с информацией о фактическом продавце товаров (работ, услуг) (оператора связи, транспортную компанию, др.) может указать в счете-фактуре свое наименование как посредника, поскольку отражение дополнительной информации в счете-фактуре не запрещено. При этом дополнительная информация не должна нарушать последовательности расположения обязательных реквизитов формы счета-фактуры (письма Минфина России от 02.08.2012 № 03-07-09/103, от 31.07.2012 № 03-07-09/97, от 20.07.2012 № 03-07-09/87).

При этом посреднику целесообразно при перевыставлении расходов передавать дочернему зависимому обществу заверенные копии счетов-фактур, выставленных посреднику непосредственно продавцами товаров (работ, услуг) (например, оператора связи, транспортной компании и др.) (подп. «а» п. 15 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением № 1137, письмо Минфина России от 14.03.2014 № 03-07-15/11221, направлено письмом ФНС России от 18.04.2014 № ГД-4-3/[email protected]).

Обращаем внимание, что с 1 января 2015 г. в части организации учета для целей обложения НДС установлены специальные обязанности для организаций, которые получают и (или) выставляют счета-фактуры в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в интересах другого лица, например, на основании агентского договора, предусматривающего приобретение товаров (работ, услуг) от имени агента. Такие налогоплательщики обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — журнал учета счетов-фактур), в отношении посреднической деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Особенности регистрации счетов-фактур посредником

Счета-фактуры, полученные посредником от продавца, регистрируются посредником в ч. 2 журнала учета, а счета-фактуры, выставленные дочерним компаниям — конечным покупателям услуг, регистрируются в ч. 1 журнала учета счетов-фактур. При этом данные счета-фактуры не отражаются у посредника в книге покупок и книге продаж (подп. «г» п. 19 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила ведения книги покупок) и п. 3 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением № 1137).

В графах перевыставляемого счета-фактуры указываются:

— данные, приведенные в счете-фактуре продавца — если все указанные в счете-фактуре продавца товары приобретены для одного принципала,

— наименования, количество, цену и стоимость только тех товаров (работ, услуг), которые приобретены для конкретного принципала, а также относящийся к ним НДС — если указанные в счете-фактуре продавца товары (работы, услуги) приобретены для нескольких принципалов (абз. 3 подп. «а» п. 2, абз. 2 п. 2(1) Правил заполнения счета-фактуры, письмо Минфина России от 14.03.2014 № 03-07-15/11221).

При этом обязанность по представлению в налоговые органы журналов учета счетов-фактур предусмотрена только для некоторых категорий налогоплательщиков — посредников при одновременном выполнении следующих условий (п. 5.2 ст. 174 НК РФ, письмо ФНС России от 08.04.2015 № ГД-4-3/5880):

1) организация сама не является плательщиком НДС (например, применяет УСН) или получила освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС,

2) организация не признается налоговым агентом по НДС по любому основанию.

У посредника как плательщика НДС отсутствует необходимость отдельного представления в налоговые органы журналов учета счетов-фактур, в которых отражены посреднические операции.

Отражение посреднических операций в декларации

Согласно п. 2 приказа ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/[email protected] налоговая декларация по НДС по новой форме и форматам представляется начиная с первого налогового периода 2015 г.

Новым Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — Порядок заполнения декларации по НДС), утвержденным тем же приказом, предусмот­рено заполнение посредником:

— Раздела 10 декларации — в случае выставления счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица, в частности, на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции,

— Раздела 11 декларации — в случае получения счетов-фактур при осуществлении такой предпринимательской деятельности в интересах другого лица (п. 49, 50 Порядка заполнения декларации по НДС).

Таким образом, в отношении посреднических операции материнской компании как посреднику необходимо вести журнал учета счетов-фактур и отражать данные по таким операциям в Разделах 10, 11 налоговой декларации (п. 5.1 ст. 174 НК РФ, п. 49, 50 Порядка заполнения декларации по НДС).

Подведем итог сказанному.

При перевыставлении расходов (например, по услугам связи, транспортным услугам и т.д.) указание в счете-фактуре в качестве продавца данных материнской компании — посредника (без отражения данного счета-фактуры в книге продаж такой материнской компании и исчисления НДС), а не фактического продавца услуг, не отвечает требованиям абз. 3 подп.«в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры и может повлечь налоговые риски. Для материнской компании — это риск доначисления НДС, а для дочерних компаний — риск непринятия НДС по такому счету-фактуре к вычету.

Что нужно учесть дочерним компаниям — конечным покупателям услуг

Рассматривая ситуации, связанные с перевыставлением счетов-фактур, суды указывают, что сами по себе названные обстоятельства не влияют на право налогоплательщика применить налоговый вычет и глава 21 НК РФ не предусмат­ривает отказа в вычете по счетам-фактурам, перевыставленным российской организации, которая является плательщиком НДС. Налогоплательщик для принятия НДС к вычету должен принять работы (услуги) на учет (постановления ФАС Московского округа от 24.06.2014 № Ф05-5989/2014 по делу № А40-137020/13, Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 по делу № А76-24215/2007-42-106, ФАС Уральского округа от 25.05.2009 № Ф09-3324/09-С3 по делу № А60-34244/2008-С10).

Еще один момент. При приобретении агентом товаров (услуг) для нескольких покупателей-принципалов указание в графе 3 «Количество (объем)» счета-фактуры, выставленного агентом принципалу по приобретенным для него товарам (услугам), меньшего их количества (объема), чем указано в копии счета-фактуры, выставленного агенту продавцом, не является основанием для отказа в принятии к вычету у принципала суммы НДС, указанной в таком счете-фактуре и составляющей часть суммы налога, указанной в счете-фактуре, выставленном агенту продавцом. Об этом сказано в письме Минфина России от 14.03.2014 № 03-07-15/11221 (направлено письмом ФНС России от 18.04.2014 № ГД-4-3/[email protected]).

Дочерняя компания при получении счета-фактуры от материнской компании — посредника отражает данный счет-фактуру в книге покупок (п. 1, 2 Правил ведения книги покупок). Напомним, что с 1 октября 2014 г. предусмотрено отражение в книге покупок также сведений о посредниках, если товары (работы, услуги) приобретаются через посредника (графы 11 и 12 книги покупок, подп. «о», «п» п. 6 Правил ведения книги покупок (в ред. постановления Правительства РФ от 30.07.2014 № 735), письмо Минфина России от 18.09.2014 № 03-07-15/46850).

Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период дочерней компанией, необходимо отражать также в Разделе 8 налоговой декларации (п. 45 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС). Отметим, что обязанность по представлению в налоговый орган книги покупок и книги продаж нормами главы 21 НК РФ не предусмотрена.

С 1 января 2015 г. плательщики НДС, не осуществляющие посредническую деятельность, не ведут журналы учета счетов-фактур (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Таким образом, дочерние компании вправе принять к вычету сумму «входного» НДС по услугам, приобретенным агентом для исполнении поручения принципала, при наличии оформленных в соответствии с требованиями законодательства и полученных от материнской компании счетов-фактур и документов, подтверждающих факт осуществления соответствующих расходов (в частности заверенных копий счетов-фактур продавца услуг и др.). Обязательное условие: приобретаемые услуги предназначены для использования в облагаемых НДС операциях.

Организация без НДС

Это может быть упрощенка, вмененка или ЕСХН. Обычно выбор в пользу одного из льготных режимов без НДС обусловлен стремлением снизить налоговую нагрузку и временные затраты на ведение бухгалтерского учета. Так, ставка по налогу на прибыль составляет 20%, тогда как единый налог по УСН рассчитывается по ставке 6 или 15%, а в некоторых регионах действует сниженная ставка.

Особенно оправдана работа без НДС для небольших организаций, основной круг клиентов которых образуют физические лица. Это, например, представители сферы розничной торговли или организации, оказывающие бытовые услуги населению (например, парикмахерские или по ремонту квартир).

Особенности взаимодействия

Каковы минусы для контрагента? С одной стороны, приобретая товар у компании на спецрежиме, организация на ОСНО может учесть всю сумму затрат при расчете налога на прибыль. Но с другой стороны, она не сможет в дальнейшем получить компенсацию по НДС в сумме покупке из бюджета.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Например, компания купила в офис кондиционеры на 100000 руб. Если счет был выставлен с НДС, то она вправе компенсировать из бюджета 18000 руб. с такой покупки.

Получается, что покупка у компании без НДС обходится покупателям на 18% дороже, чем аналогичная, приобретенная у продавца на ОСНО. Ведь обычно упрощенцы держат цены примерно на том же уровне, что и компании на общем режиме.

Поэтому плательщики НДС предпочитают работать с другими компаниями на ОСНО по экономическим соображениям.

Перевыставление услуг без НДС плательщиками НДС

Нередко возникают ситуации, при которых компания-плательщик НДС является лишь агентом или комиссионером по определенным услугам, т.е. она просто перевыставляет полученные счета. Как быть если комитент или конечный исполнитель является упрощенцем? В такой ситуации счета перевыставляются без НДС, несмотря на факт нахождения на ОСНО.

Если же плательщик НДС дополнительно включает в сумму по счету свои комиссионные, то на размер данного вознаграждения необходимо начислить НДС.

Контрагент на УСН выставил НДС

Если организация на упрощенке выставляет счет с НДС, то это возлагает на нее определенные налоговые последствия. Она обязана не только перечислить в бюджет НДС, но и отчитаться по этому налогу. Но обычно выставление счета с НДС невыгодно упрощенцу.

Гораздо проще организации на УСН договориться о предоставлении скидки на свои товары в размере выделенного НДС, чем возлагать на себя дополнительные риски, связанные с выставлением счета-фактуры.

Мечтаете о бесплатном участке в Крыму? Об условиях его получения подробно написано в нашей статье.

Необходимо составить договор задатка при покупке земли? Его образец можно скачать в нашем тематическом материале.

Организация на ОСНО продает без НДС

Организация на ОСНО не вправе выставлять счета без НДС. Но для некоторых групп товаров Налоговый кодекс предусмотрел нулевую ставку по НДС. В их числе товары, отправляемые на экспорт, космические товары, некоторые драгметаллы, различные услуги по международной перевозке грузов и пр. Их полный перечень содержится в 164 ст. Налогового кодекса.

Если товар относится к числу льготных, то организация на ОСНО выставляет своим партнерам так называемый «нулевой счет-фактуру».

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

НДС: покупатель возмещает продавцу транспортные расходы

Комментарий к Письму Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 «О применении вычетов НДС и выставлении счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу»

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев товар, продукция или иные ценности, приобретенные покупателем у продавца, должны быть физически перемещены из одного места в другое, например перевезены со склада поставщика до склада покупателя. Причем нередко речь идет не о доставке купленного товара на соседнюю улицу или в пределах одного города, а о транспортировке в другие населенные пункты или даже в другую страну.
О том, как правильно исчислять НДС в одном из частных случаев, возникающих при перевозке товаров, рассказано в комментируемом Письме Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299.

Варианты организации и оплаты доставки

Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки. Хотя возможно и заключение договоров по отдельности на сам товар и на его перевозку.
Вариантов на практике может быть несколько.

Во-первых, покупатель может купить товар на условии самовывоза. Тогда никакой лишней головной боли у поставщика не возникнет: ему нужно будет лишь передать товар со своего склада (или иного места его нахождения) непосредственно покупателю или работнику организации-покупателя либо представителю сторонней организации-перевозчика, которую нанял покупатель. При этом все расходы, связанные с перевозкой товара, покупатель несет самостоятельно, а продавец к транспортным расходам никакого отношения не имеет.

Во-вторых, поставщик может заложить стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть товар изначально продается на условии его доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку — собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов (издержек обращения) и подлежат отнесению в дебет счета 44 "Расходы на продажу".

А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

В-третьих, поставщик может осуществлять одновременно два вида деятельности: торговлю товарами (или производство и реализацию готовой продукции) и оказание транспортных услуг. В этом случае покупатель, оплачивающий стоимость товаров и их доставки, фактически приобретает товары отдельно, а транспортные услуги — отдельно. В такой ситуации в принципе возможно и заключение двух разных договоров, хотя допускаются и "смешанные" договоры. В любом случае поставщик должен учитывать раздельно доходы (выручку) и расходы по двум видам деятельности, и стоимость доставки обязательно выделяется отдельной позицией в первичных документах (или на оказание транспортных услуг составляется отдельный акт, помимо товарной накладной или иного документа, подтверждающего передачу товара, продукции и иных ценностей).

И наконец, четвертый вариант: поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически оплачивает покупатель. Однако обычно покупатель в таких случаях перечисляет необходимую сумму продавцу, а уже продавец производит расчеты с перевозчиком (или логистической компанией).

Именно такую ситуацию прокомментировали финансисты в рассматриваемом Письме.

Счета-фактуры и возмещение НДС: позиция Минфина

В Письме подчеркнуты два момента.

Во-первых, счета-фактуры выставляются только при реализации товаров, работ, услуг в ситуациях, когда согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы (п. 3 ст. 168 НК РФ). В этом случае услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, а не самим продавцом, в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, указывать не надо.

Во-вторых, на основании договора комиссии либо агентского договора продавец может оказывать услуги покупателю товаров по приобретению от своего имени услуг по транспортировке товаров. В этой ситуации покупатель товаров производит вычеты НДС по транспортным услугам на основании счетов-фактур, составленных продавцом (Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137)). При составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не комиссионера (агента).

На этом основании чиновники делают вывод, что покупатель не имеет права применить вычеты НДС по услугам по транспортировке товаров на основании счетов-фактур, выставленных продавцу товаров организациями, оказывающими ему данные услуги. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ такие счета-фактуры не являются основанием для применения налоговых вычетов у покупателя.

Таким образом, фактически позиция чиновников сводится к тому, что в подобной ситуации между продавцом и покупателем фактически возникают посреднические отношения, что по идее должно быть зафиксировано соответствующим договором (к примеру, агентским). Соответственно, и выписывать счета-фактуры необходимо в порядке, предусмотренном для посредников. Продавец товара, выступая в качестве агента (комиссионера) по посредническому договору, может приобретать транспортные услуги от своего имени. То есть договор будет заключен между продавцом товара и перевозчиком (логистической компанией), а покупатель ни в этом договоре, ни в первичных документах (например, счете-фактуре, акте об оказании транспортных услуг) вообще не фигурирует. Соответственно, продавец товара должен выставить покупателю два счета-фактуры:

  • как продавец товара — на сами отгруженные товары (без указания транспортных услуг),
  • как агент (комиссионер) — на транспортные услуги (причем в этом счете-фактуре указывается наименование фактического продавца услуг, то есть транспортной или логистической компании, а не продавца товара).

Конечно, можно сделать все так, как рекомендуют финансисты. Правда, в этом случае необходимо учесть, что исходя из норм гражданского законодательства и договор комиссии, и агентский договор являются возмездными, то есть оказывать посреднические услуги посредник берется за определенное вознаграждение (ст. ст. 990 — 991 и 1005 — 1006 ГК РФ). А если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрены и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение все равно должно уплачиваться после исполнения договора, а его размер должен определяться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ "по аналогии" с ценами, обычно взимаемыми за такие услуги. Поэтому, если уж между продавцом и покупателем заключается еще и посреднический договор на организацию оказания транспортных услуг силами сторонней организации, нужно предусмотреть определенное вознаграждение, пусть даже и совсем небольшое. Эту сумму вознаграждения продавец (посредник) должен признать своим доходом (выручкой). А расчеты за транспортные услуги пройдут у продавца-посредника "транзитом" по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Однако по большому счету действующее гражданское законодательство не обязывает заключать посреднический договор. Условия об организации доставки товара покупателю вполне могут быть урегулированы непосредственно в договоре купли-продажи (поставки).

А в целом и с позиции налогообложения, и с позиции бухгалтерского учета такая схема — когда покупатель возмещает продавцу расходы на транспортные услуги, фактически оказываемые третьими лицами, отдельно от стоимости товара — трактуется именно как посредническая.

С таким подходом соглашаются и судьи. К примеру, в Постановлении ФАС Московского округа от 12.04.2011 N КА-А41/957-11 подчеркивались следующие моменты:

  • если доставка товара, поставляемого в адрес покупателя, осуществляется сторонней организацией (а особенно если речь идет о специфическом товаре типа мазута, доставка которого должна производиться специализированным транспортом лицензированных грузоперевозчиков), продавец в этом случае выступает как посредник между перевозчиком и покупателем товара,
  • для отражения возмещаемой покупателем стоимости транспортировки товара от грузоотправителя до грузополучателя продавец товара (выступающий в качестве посредника в данных отношениях) не должен использовать счета реализации (счет 90 "Продажи") и отражать стоимость транспортировки товара как выручку от реализации товара,
  • поскольку продавец в данной ситуации не оказывает услуги по транспортировке товара, соответственно, у него не возникает обязанность в порядке ст. 248 НК РФ формировать доходную часть налоговой базы в отношении сумм, полученных от покупателя в качестве возмещения стоимости услуг третьего лица. Соответственно, затраты по оплате стоимости транспортных услуг у продавца не должны включаться и в состав расходов,
  • в бухгалтерском учете перечисление денежных средств в счет оплаты транспортных услуг, оказываемых сторонней фирмой, отражается по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета",
  • плата за транспортные услуги, производимая продавцом за счет средств покупателя, не признается расходами организации (п.

2 ПБУ 10/99 "Расходы организации"), поскольку не приводит к уменьшению экономических выгод в результате выбытия денежных средств,

  • исходя из того, что продавец товара не реализует собственные услуги по перевозке товара, а в соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, полученные от покупателя суммы возмещения стоимости транспортировки груза не должны включаться продавцом в налоговую базу по НДС в связи с отсутствием у него объекта обложения НДС,
  • начислять НДС не надо и с сумм денежных средств, полученных от покупателя в счет оплаты транспортных услуг, оказываемых сторонней организацией, если они поступают до фактического оказания перевозчиком транспортных услуг, ведь данная поступившая сумма не является для продавца товара (посредника) авансовым платежом.
  • В итоге суд пришел к выводу, что продавец товара, организовавший доставку товара силами стороннего перевозчика с возмещением транспортных расходов покупателем, не должен уплачивать в бюджет НДС с суммы оплаты за транспортные услуги, полученной от покупателя. У продавца отсутствует необходимость отражать счета-фактуры в книгах покупок и продаж, поскольку в рассматриваемой ситуации реализации услуг нет (так как услуги по транспортировке и доставке грузов оказывал не продавец, а сторонний перевозчик и, соответственно, потребителем услуг по перевозке являлся опять-таки не продавец, а его контрагент — покупатель товара).

    Альтернативный вариант

    Если заключать посреднический договор не хочется, а перевыставлять счета-фактуры кажется слишком сложным и хлопотным, можно оформить отношения и по-другому.

    Действующее гражданское законодательство не запрещает сторонам самостоятельно определять принципы формирования цены товара в договоре купли-продажи или поставки. В частности, договором может быть предусмотрено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.д.) (п. 3 ст. 485 ГК РФ).

    В такой ситуации имеет смысл также прописать и конкретный способ пересмотра цены.

    А это значит, что вполне допустимо зафиксировать в договоре, что цена товара состоит из двух частей. Первая — это постоянная часть, соответствующая "базовой" цене товара, определяемая исходя из условия поставки "франко-склад поставщика" (т.е. на условиях самовывоза). Вторая — переменная часть, которая рассчитывается исходя из расходов на транспортировку товаров до места, указанного покупателем (исходя из тарифов сторонних перевозчиков с учетом дальности и других факторов).

    В таком случае обе части цены будут формировать единую конечную цену, по которой будет определяться полная стоимость реализованного товара, то есть выручка от его реализации.

    При такой схеме получается, что, с одной стороны, покупатель фактически компенсирует продавцу реальные расходы на транспортировку товара, но, с другой стороны, вся уплачиваемая сумма является ценой (стоимостью) товара, а потому ни о каких "посреднических" услугах речи вообще не идет.

    То есть учет и налогообложение будут осуществляться точно так же, как и в случае, когда поставщик организует доставку товара покупателю за свой счет, закладывая транспортные расходы в конечную цену товара.

    • у поставщика вся сумма, предъявляемая покупателю, признается "единой" выручкой от реализации товаров как в бухгалтерском, так и в налоговом учете,
    • покупателю выставляется один счет-фактура (на реализованные товары), в котором о транспортных услугах даже не упоминается, при этом цена каждого товара, естественно, сформирована уже с учетом заложенной в переменной части стоимости транспортных расходов,
    • НДС в счете-фактуре выделен единой суммой — с полной стоимости товара (в которую включены транспортные расходы),
    • всю эту сумму на основании данного счета-фактуры покупатель спокойно может предъявить к вычету,
    • перевозчик в рамках данной схемы выставляет на поставщика счет-фактуру на транспортные услуги, а также акт об оказании транспортных услуг. На основании этих документов поставщик спокойно относит стоимость транспортных услуг на свои коммерческие расходы (на счет 44 "Расходы на продажу") и предъявляет "входной" НДС по транспортным услугам к вычету, уменьшая тем самым сумму НДС, которая была предъявлена покупателю.

    Если покупатель возмещает продавцу товара транспортные расходы, налоговые органы и финансисты рассматривают возникающие взаимоотношения как посреднические и требуют перевыставления счета-фактуры продавцом-посредником, считая неправомерным возмещение НДС покупателем на основании "оригинального" счета-фактуры транспортной компании.

    Избежать необходимости заключать посреднический договор и перевыставлять счета-фактуры можно, применяя иную схему формирования продажной цены товара, в которую в качестве переменной части закладывается стоимость перевозки товаров до места, указанного покупателем.

    Налоговый аспект перевыставления коммунальных услуг

    Объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В свою очередь, реализацией товаров, работ или услуг признается, в частности, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Однако арендодатель непосредственно никаких коммунальных услуг арендатору не оказывает.

    Пункт 2 ст. 146 НК РФ содержит исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС. В первую очередь это операции, не признаваемые реализацией на основании п. 3 ст. 39 НК РФ.
    Таким образом, по расходам (коммунальным платежам), возмещаемым арендаторами в соответствии с условиями договоров аренды (или отдельных договоров компенсации расходов на оплату электроэнергии, водоснабжения и т.п.), счета-фактуры арендодателем арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг арендодателем не производится.

    Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов последнего по оплате указанных услуг, объекта обложения НДС не возникает (письма Минфина России от 14.05.2008 N 03-03-06/2/51, от 24.03.2007 N 03-07-15/39, от 03.03.2006 N 03-04-15/52, письма Федеральной налоговой службы от 29.12.2005 N 03-4-03/2299/[email protected], от 04.02.2010 N ШС-22-3/[email protected] (п. 2)).

    Такая позиция поддерживается и налоговыми органами. Так, в п. 2 письма ФНС России от 04.02.2010 N ШС-22-3/[email protected] (далее - Письмо N ШС-22-3/[email protected]) отмечено, что в том случае если договором аренды предусмотрена стоимость определенного количества переданной в аренду площади (то есть постоянная арендная плата), а платежи за коммунальное обслуживание предоставленных в аренду помещений не являются дополнительной (переменной) частью арендной платы и взимаются арендодателем с арендатора без НДС на основании отдельного договора на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений или на основании договора аренды как платежи, являющиеся возмещением затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений, то на основании писем ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040 и от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340, направленных в установленном порядке налоговым органам, указанные платежи (компенсационные выплаты) на возмещение затрат арендодателя по содержанию предоставленных в аренду помещений не учитываются арендодателем при определении налоговой базы и, соответственно, счет-фактуру арендодатель арендатору на сумму указанных платежей (компенсационных выплат) не составляет.

    В постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 также указано, что "операции по передаче электроэнергии, воды, газа арендодателем арендатору не относятся к операциям по реализации товаров. Арендодатель не может выступать поставщиком данных товаров для арендатора, поскольку сам выступает в роли покупателя (абонента). Соответственно, в силу статьи 169 Кодекса у общества отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур поставщиков услуг предпринимателям и банку.

    Поскольку в данном случае общество не осуществляло реализацию коммунальных услуг и, получая от арендаторов на свой расчетный счет суммы оплаты коммунальных услуг пропорционально их площадям, перечисляла данные средства в полном объеме поставщикам услуг, то есть выручки от этой операции не имела, сумма возмещения коммунальных расходов не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

    По аналогичным основаниям отклоняется довод инспекции о получении заявителем дохода от возмещения затрат по коммунальным услугам".

    Еще раз обращаем внимание, что в договорах аренды должно быть указано, что расходы по предоставлению коммунальных и иных услуг не входят в арендную плату и оплачиваются арендатором сверх арендной платы на основании выставленных арендодателем счетов на оплату.

    Налог на прибыль

    В целях исчисления налога на прибыль к доходам относятся доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст.ст. 249, 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ).

    Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных. Доходы, относящиеся к внереализационным, перечислены в ст. 250 НК РФ. Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

    Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п.п. 1, 2 ст. 252 НК РФ).

    В рассматриваемой ситуации коммунальные услуги потребляются непосредственно арендаторами и их стоимость не формирует арендную плату, поэтому, на наш взгляд, оплата коммунальных услуг арендаторами арендодателю по установленным тарифам носит характер возмещения расходов. Как мы указывали выше, арендодатель самостоятельно не оказывает арендатору коммунальных услуг, поэтому реализации услуг не происходит.

    Однако в письме УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 сделаны следующие выводы:

    суммы, возмещаемые арендатором (по коммунальным услугам, услугам связи), арендодатель учитывает в составе доходов,

    суммы, перечисляемые организациям, оказывающим коммунальные услуги и услуги связи, арендодатель учитывает в составе расходов.

    Аналогичная точка зрения и у Минфина России, представленная, правда, в письмах, рассматривающих вопрос учета компенсационных платежей арендаторов в составе доходов организаций, применяющих УСН. Так, в письме от 22.02.2012 N 03-11-06/2/31 на основании того, что поступающие от арендаторов суммы в возмещение стоимости услуг связи, перечисляемые арендодателем на счет оператора связи, ст. 251 НК РФ не предусмотрены, представители Минфина России делают заключение, что указанные суммы должны учитываться арендодателем в составе доходов (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2011 N 03-11-06/2/145, от 11.03.2012 N 03-11-11/72, от 17.04.2013 N 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 N 03-11-11/32283, от 16.07.2009 N 03-11-06/2/130, от 10.02.2009 N 03-11-09/42).

    Обратимся к судебной практике по рассматриваемому вопросу.

    Отметим, что в упоминаемом выше постановлении АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015 суд также указал на то, что суммы возмещения арендатором затрат по коммунальным услугам не являются доходом арендодателя.

    В определении ВАС РФ от 29.01.2008 N 18186/07 судьи констатировали, что суммы возмещения по оплате коммунальных платежей, полученные от арендатора, не являются доходом арендодателя, поскольку в данном случае компенсируют расходы по содержанию и использованию сданного в аренду помещения, а затраты на оплату коммунальных услуг, связанные с эксплуатацией сданного в аренду помещения, не являются расходами собственника, поскольку они не приводят к уменьшению его экономических выгод, так как компенсируются арендатором.

    Существуют решения арбитражных судов, содержащие аналогичную позицию (постановления Восемнадцатого ААС от 13.04.2009 N 18АП-2025/2009, ФАС Центрального округа от 10.10.2007 N А36-2553/2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.07.2005 N А33-23362/04-С3-Ф02-3274/05-С1).

    Между тем в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 9149/10 судьи указали на необходимость включения в доходы "упрощенца" - арендодателя сумм возмещенных арендатором коммунальных услуг, поскольку данная выплата отсутствует в перечне необлагаемых доходов, приведенном в ст. 251 НК РФ. Однако в рассмотренной судом ситуации оплата коммунальных услуг представляла собой переменную часть арендной платы, установленной договором.

    По нашему мнению, с учетом того, что сумма стоимости коммунальных услуг, компенсируемая арендаторами, не является составной частью арендной платы, эта сумма при определении налоговой базы по налогу на прибыль не подлежит включению ни в доходы, ни в расходы арендодателя.

    Однако приходится признать, что принятие такого решения организацией может привести к налоговым спорам с ИФНС.

    Поэтому, если организация не готова отстаивать свою позицию в судебном порядке, безопаснее учесть суммы, возмещаемые арендаторами, в доходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

    Тем более что согласно официальной позиции налоговых органов, если стоимость компенсации коммунальных и иных услуг, полученная от арендатора, учтена арендодателем в составе доходов, то эту же сумму он вправе включить в расходы (письма УФНС России по г. Москве от 26.06.2006 N 20-12/56637 и УФНС России по Московской области от 03.02.2005 N 21-27/28632).

    Бухгалтерский учет

    Суммы полученной компенсации для целей бухгалтерского учета не являются доходами организации, ведь их поступление не приводит к увеличению экономических выгод (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Арендодатель всего лишь является транзитным звеном по переводу денежных средств от арендатора, непосредственного пользователя услуг, их продавцу (оператору связи). Сумма коммунальных платежей, перевыставляемая арендаторам и не используемая арендодателем для собственных целей, расходами также не признается, т.к. не отвечает п.п. 2 и 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

    Поэтому в бухгалтерском учете суммы коммунальных услуг, которые перевыставляются арендаторам, могут быть отражены следующим образом:

    Дебет 60, субсчет "Расчеты по коммунальным услугам" Кредит 51
    - перечислено за коммунальные услуги управляющей компании,

    Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с арендатором"
    - получена компенсация коммунальных услуг от арендатора по договору аренды (или отдельному соглашению по компенсации коммунальных услуг).

    Как вариант, удовлетворяющий интересы как арендодателя, так и арендаторов, являющихся плательщиками НДС, для оформления отношений по приобретению арендодателем коммунальных услуг в интересах арендаторов между ними могут быть заключены агентские договоры, по условиям которых агент (арендодатель) обязуется совершать от своего имени, но за счет принципала (арендатор) все необходимые юридически и фактические действия по содержанию и эксплуатации имущества. В свою очередь, принципалы обязаны оплачивать выставляемые агентом счета за предоставленные тепло, электроэнергию, водоснабжение (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 20.11.2015 N Ф06-3087/15 по делу N А12-8448/2015, в котором рассматривались такие договоры).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ткач Ольга

    Ответ прошел контроль качества

    25 апреля 2016 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Памятка по снижению рисков

    В рассматриваемой ситуации для снижения рисков возможных претензий со стороны налоговых органов как в адрес материнской компании, так и дочерних компаний целесообразно выполнять несколько простых правил.

    1. При перевыставлении счетов-фактур посредником по возмещаемым расходам — указывать в качестве продавца непосредственно данные продавца услуг, а не посредника.

    2. При перевыставлении посредником счетов-фактур прилагать также заверенные копии первоначальных счетов-фактур, полученных посредником от продавца услуг.

    3. Посреднику вести журналы выставленных и полученных счетов-фактур и отражать данные по посредническим операциям в Разделах 10, 11 налоговой декларации по НДС.

    4. Дочерним компаниям как конечным покупателям услуг в графах 11 и 12 книги покупок указывать реквизиты материнской компании в качестве посредника, а сведения из книги покупок отражать в Разделе 8 налоговой декларации по НДС.

    5. При получении материнской компанией или дочерними компаниями запросов (требований) от налоговых органов, связанных с возможными расхождениями в суммах исчисленного и принятого к вычету НДС, — предоставить необходимые пояснения со ссылками на первичные документы и нормы законодательства о налогах и сборах, в соответствии с которыми материнская компания выступает посредником и перевыставляет счета-фактуры дочерним компаниям в порядке, установленном постановлением № 1137 для посредников.

    Смотрите видео: Увеличение НДС на 2%: будет хуже, чем вы думаете. . 20% НДС в 2019 году (none 2020).