Вопросы к Юристу

Новые изменения в закон о регистрации ИП и ООО

23 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 2 июля 2005 г., 5 февраля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 30 апреля, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 19 июля, 27 декабря 2009 г., 19 мая, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 1, 18 июля, 3 декабря 2011 г., 1 апреля, 28 июля, 29 декабря 2012 г., 28 июня, 23 июля, 2 ноября, 21 декабря 2013 г., 2 апреля, 5 мая, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 30 марта, 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 31 января, 2 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 30 октября, 31 декабря 2017 г., 23 мая, 3 августа, 28 ноября 2018 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

8 августа 2001 г.

Федеральным законом предусмотрен единый порядок регистрации юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Информация обо всех юридических лицах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, устанавливается порядок ведения реестра, порядок и сроки государственной регистрации, приводятся перечни документов, необходимых для регистрации. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Устанавливается порядок предоставления сведений из реестра.

Федеральный закон вводится в действие с 1 июля 2002 года, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 июля 2002 г., за исключением пункта 2 статьи 27, который вводится в действие со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федеральный закона опубликован в "Российской газете" от 10 августа 2001 г. N 153, в "Парламентской газете" от 14 августа 2001 г., N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3431

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 мая 2015 г. N 10-П пункт 2 статьи 21.1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из Единого государственного реестра юридических лиц юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства

Настоящий Федеральный закон применяется постольку, поскольку он не противоречит положениям главы 4 ГК РФ "Юридические лица" (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 295-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 23 мая 2018 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 октября 2017 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 29 апреля 2018 г., и изменений, вступающих в силу с 1 октября 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 226-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 сентября 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 237-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 209-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 6 статьи 17 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пунктов 1, 2, 4 - 8, 10 статьи 4 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2016 г

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 июля 2014 г., за исключением изменений в пункты 1 и 8 статьи 7.1, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения статей 9, 11 и 23 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ

Изменения вступаю в силу с 1 января 2012 г., за исключением дополнения статьей 7.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 387-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в пункт 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2009 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Изменения, вступающие в силу с 29 апреля 2018 года

Основное изменение в законе о государственной регистрации – это переход от бумажных документов, выдаваемых заявителю, на электронные.

С 2017 года ФНС отказалась от выдачи свидетельства о регистрации ООО и ИП на защищённых бланках и перешла на выдачу листов записи реестров на обычной бумаге. А с 29 апреля 2018 года учредители компаний и индивидуальные предприниматели будут получать документы, подтверждающие факт государственной регистрации, в электронном виде.

Цитата из новой редакции статьи 11 закона «О госрегистрации юрлиц и ИП» № 129-ФЗ: «Документы, связанные с государственной регистрацией, а именно документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица… с отметкой регистрирующего органа, документ о постановке на учёт в налоговом органе направляются … в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включённому в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган».

То есть, исходя из этой нормы закона, в заявлениях на регистрацию ИП и ООО электронный ящик надо указывать всегда. Но если следовать Требованиям Приказа ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/[email protected], то e-mail вписывают только при подаче документов через интернет.

Следующий спорный момент – заполнение раздела 4 на листе Н для единственного учредителя, являющимся физическим лицом. В действующей редакции Приказа ФНС есть пункт 2.20.4 (приложение № 20), согласно которому раздел 4 в отношении единственного учредителя - физического лица не заполняется.

При этом поле для указания электронного ящика заявителя есть только в разделе 4 (подпункт 4.6.2). Если же этот подпункт не заполнять, то ИФНС не сможет направить заявителю документы о регистрации или решение об отказе в ней.

Идём дальше. Поскольку учредительный документ с отметкой регистрирующего органа будет направляться заявителю в электронном виде, то теперь на регистрацию подают только один экземпляр бумажного устава ООО, который остаётся в инспекции (соответствующие изменения внесены в статью 12 закона № 129-ФЗ).

Тем заявителям, которые по-прежнему хотят получать от ИФНС бумажные документы, подтверждающие регистрацию ИП или ООО, надо сделать соответствующий запрос.

Из новой редакции статьи 11 закона № 129-ФЗ: «…регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности) составленные регистрирующим органом на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией».

Переход на электронный формат ускорит получение документов о регистрации, если заявители обращались не в регистрирующий орган, а в МФЦ. А чтобы получить в многофункциональном центре бумажные документы, тоже надо делать запрос.

Из новой редакции статьи 11 закона № 129-ФЗ: По запросу заявителя многофункциональный центр выдаёт … составленные многофункциональным центром на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией, полученных многофункциональным центром от регистрирующего органа.

И ещё раз кратко об изменениях в закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП, вступающих в силу с 29 апреля 2018 года:

  1. Результат регистрационных процедур ИФНС будет направлять через интернет, поэтому заявители должны указывать в формах свой электронный адрес.
  2. Для регистрации ООО теперь подаётся один экземпляр бумажного устава, а не два, как было до изменений.
  3. Если заявители хотят, кроме электронных, получить и бумажные документы о регистрации, то надо сообщить об этом в ИФНС. Определённой формы запроса пока нет, уточнять информацию надо в самой инспекции.
  4. Срок получения документов через МФЦ сократится, потому что налоговый орган будет направлять в многофункциональный центр не бумажные документы, а в электронном виде.

Изменения, вступающие в силу с 1 октября 2018 года

С 1 октября 2018 года заявители получат право на ошибку и могут повторно обратиться в инспекцию после отказа, не уплачивая госпошлину.

Статья 9 закона № 129-ФЗ дополнится новым пунктом: «Заявитель после устранения причин, которые послужили основанием для отказа в государственной регистрации … в течение трёх месяцев со дня принятия регистрирующим органом решения об отказе вправе дополнительно однократно представить необходимые для государственной регистрации документы без повторной уплаты государственной пошлины.»

Учитывая, что причиной для отказа в регистрации может быть всего лишь указание в заявлении неверного сокращения элементов адреса, норма очень нужная. И, конечно, если первый отказ в регистрации вызван неправильным оформлением документов, надо записаться на консультацию в ИФНС и уточнить, что именно не так. Если отказ будет вынесен повторно, пошлину уже придётся платить.

Кроме того, пополнится перечень причин для отказа в регистрации:

  • представление документов, оформленных с нарушением Требований ФНС,
  • отсутствие нотариального заверения заявлений, в тех случаях, когда это необходимо,
  • недостоверные сведения в документах.

По сути, ничего нового здесь нет, по этим причинам отказы выносятся и сейчас, просто теперь их вынесут отдельными подпунктами («ц» и «ч») в статье 23 закона № 129-ФЗ.

Регистрирующий орган

Статья 1 Закона N 129-ФЗ впервые вводит понятие государственной регистрации юридических лиц, понимая под ним акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах, предусмотренных законом.

Таким образом, Закон N 129-ФЗ унифицирует государственную регистрацию юридических лиц, включая ее в сферу компетенции общегосударственного регистрирующего органа.

Федеральный орган государственной власти, к ведению которого Закон N 129-ФЗ относит государственную регистрацию юридических лиц, должен быть определен Правительством РФ не позднее 1 июля 2002 г.

Единый государственный реестр юридических лиц

Федеральный закон N 129-ФЗ реализует положения п.1 ст.51 ГК РФ, развивая правила о внесении данных государственной регистрации юридических лиц в Единый государственный реестр.

Единый государственный реестр представляет собой универсальную базу данных, содержащую сведения и документы, идентифицирующие юридическое лицо и его учредителей, исчерпывающий перечень которых дан в п.1 ст.5 Закона N 129-ФЗ и включает в себя:

а) полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках,

б) организационно - правовую форму,

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом,

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация),

д) сведения об учредителях юридического лица,

е) копии учредительных документов юридического лица,

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации,

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы,

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации),

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого),

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии,

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Записи вносятся в реестр на основании документов, представляемых заявителями при регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также при изменении данных государственного реестра, о чем соответствующее юридическое лицо сообщает регистрирующему органу в течение трех дней. Исключение из этого правила Закон делает только для сведений о лицензиях юридического лица, которые лицензирующий орган направляет в регистрирующий орган самостоятельно.

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях, при этом в случае несоответствия записей на разных носителях приоритет отдается бумажным носителям.

Сведения реестра являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их ИНН.

Таким образом, любое заинтересованное лицо может за установленную Правительством РФ плату ознакомиться с данными реестра, не являющимися конфиденциальными. Отказ в предоставлении сведений государственного реестра не допускается.

Порядок регистрации юридического лица

Принцип единообразия, на котором построен Закон N 129-ФЗ, проявляется и в едином для юридических лиц всех организационно - правовых форм порядке регистрации. Вместе с тем ст.10 Закона оставляет возможность корректировки порядка регистрации отдельных видов юридических лиц другими федеральными законами (речь идет об особенностях, предусмотренных, в частности, Федеральными законами от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с последующими изменениями и дополнениями), от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с последующими изменениями и дополнениями), Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Федеральный закон N 129-ФЗ содержит правила, специально регулирующие порядок регистрации юридических лиц при их создании, порядок регистрации изменений в учредительных документах юридического лица и порядок внесения изменений в сведения государственного реестра, порядок регистрации ликвидации юридического лица.

Общий срок, установленный Законом N 129-ФЗ для государственной регистрации, составляет не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган. В ранее действовавшем законодательстве (Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности") срок регистрации не мог превышать одного месяца с момента представления необходимых документов.

Документы могут быть представлены регистратору уполномоченным лицом (заявителем) либо направлены по почте с объявленной ценностью и описью вложения.

Правительство Российской Федерации до 1 июля 2002 г. должно разработать требования к оформлению документов, представляемых заявителем на регистрацию. Речь идет, прежде всего, о заявлении, представляемом в регистрирующий орган при необходимости внести ту или иную запись в Единый государственный реестр.

Перечень лиц, которые могут выступать в качестве заявителя, установлен п.1 ст.9 комментируемого Закона и включает в себя следующих физических лиц:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица,
  • учредитель (учредители) юридического лица при его создании,
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица,
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица,
  • иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает данные паспорта или иного удостоверяющего личность документа, а также свой ИНН (при его наличии). При этом указанная подпись заявителя подлежит нотариальному удостоверению.

Общий порядок представления в регистрирующий орган документов установлен ст.9 комментируемого Закона. При этом п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ устанавливает правило, согласно которому регистрирующий орган в любом случае не вправе требовать от заявителя представления других документов, кроме перечисленных Законом N 129-ФЗ.

Документы принимаются регистрирующим органом под расписку, которая выдается (направляется) заявителю в день получения документов. С этой даты и начинается отсчет срока регистрации.

Соответствующая запись вносится в государственный реестр на основании решения регистрирующего органа, и с момента внесения записи регистрация признается состоявшейся. Статья 11 Закона N 129-ФЗ обязывает регистрирующий орган не позднее одного дня с момента регистрации выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый реестр. Новая форма этого документа также должна быть утверждена Правительством РФ.

Регистрация юридического лица, создаваемого путем учреждения

Исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган для регистрации юридического лица, создаваемого путем учреждения, содержится в ст.12 Закона N 129-ФЗ.

Правило п.1 ст.13 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что государственная регистрация юридического лица при его учреждении осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, причем данные об этом указываются в заявлении о регистрации (п.2 ст.8 Закона N 129-ФЗ).

Регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации

Применительно к государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (преобразование, разделение, выделение, слияние), следует отметить, что процедура регистрации согласно п.1 ст.15 Закона N 129-ФЗ должна быть проведена по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. Если же их место нахождения не совпадает с местом нахождения юридических лиц, создаваемых в процессе реорганизации, то порядок взаимодействия регистрирующих органов в этом случае должен быть определен Правительством РФ до 1 июля 2002 г.

Согласно п.2 ст.54 ГК РФ местом нахождения юридического лица по общему правилу считается место его государственной регистрации, если законом или учредительными документами не установлено иное. В частности, п.2 ст.4 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

Перечень документов, представляемых для регистрации реорганизации юридического лица, установлен в п.1 ст.14 Закона N 129-ФЗ.

Согласно ст.16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица считается завершенной с момента государственной регистрации создаваемых в процессе реорганизации юридических лиц. С этого же момента юридическое лицо, подвергшееся реорганизации, считается прекратившим свою деятельность. В случае когда реорганизация влечет прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, соответствующие записи вносятся в государственный реестр на основании информации о регистрации созданных в процессе реорганизации юридических лиц. Исключение из этого правила сделано только для случаев присоединения, когда реорганизация считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Регистрация изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица

Пункт 1 ст.17 Закона N 129-ФЗ дает перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для регистрации изменений и дополнений в учредительных документах юридического лица. В случае необходимости внести в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, изменения и дополнения, не связанные с изменением учредительных документов, представлению в регистрирующий орган подлежит заявление о внесении соответствующих изменений в реестр, которое должно подтверждать достоверность подлежащих внесению в реестр сведений и их соответствие закону.

Регистрация изменений в учредительных документах юридического лица и (или) внесение в реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, осуществляется по месту нахождения юридического лица.

Регистрация ликвидации юридического лица

Согласно п.1 ст.20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в течение трех дней сообщить об этом в регистрирующий орган. На основании такого сообщения регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации, и с этого момента не допускается государственная регистрация изменений в учредительных документах ликвидируемого юридического лица, а также регистрация учреждаемых им юридических лиц либо юридических лиц, образуемых при его реорганизации.

Список документов, необходимых для представления в регистрирующий орган при ликвидации юридического лица, содержится в ст.21 Закона N 129-ФЗ. При этом упомянутые документы представляются в регистрирующий орган только по завершении процесса ликвидации юридического лица в рамках правил ст.ст.61 - 64 ГК РФ и с учетом соответствующих правил специального закона о данном виде юридических лиц. Из этого следует, что юридическое лицо не может быть ликвидировано (а моментом ликвидации признается момент внесения соответствующей записи в государственный реестр) до того, как, в частности, будут удовлетворены имущественные интересы кредиторов юридического лица, а также его участников.

Отказ в регистрации юридического лица

Отказ в регистрации юридического лиц возможен только по двум основаниям, предусмотренным п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ:

  • непредставление необходимых для государственной регистрации документов, предусмотренных Законом N 129-ФЗ,
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (подразумевается территориальная принадлежность).

Кроме этого, согласно абз.2 п.1 ст.51 ГК РФ в государственной регистрации может быть отказано в случае несоответствия учредительных документов закону.

Срок принятия решения об отказе в регистрации аналогичен сроку принятия решения о регистрации юридического лица и составляет пять рабочих дней с момента подачи в регистрирующий орган документов. Вместе с тем Законом N 129-ФЗ не определен срок направления решения об отказе в регистрации заявителю. Решение об отказе в регистрации должно быть мотивированным и содержать ссылку на конкретное нарушение, допущенное заявителем.

Заявитель имеет право обжаловать решение об отказе в государственной регистрации в суде.

Статья 24 Закона N 129-ФЗ устанавливает ответственность должностных лиц регистрирующих органов за необоснованный отказ в регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные законом сроки или иное нарушение установленного порядка регистрации, а также за отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление открытых сведений государственного реестра.

При этом в случае, если неправомерные действия регистрирующего органа влекут причинение заинтересованному лицу ущерба, он подлежит возмещению в полном объеме.

Одновременно и заявители, и (или) юридические лица согласно ст.25 Закона N 129-ФЗ несут ответственность за непредставление либо несвоевременное представление, либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в Единый государственный реестр.

Следует обратить внимание на то, что в силу ч.2 ст.25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае допущенных юридическим лицом неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

Государственная пошлина за регистрацию

В соответствии со ст.3 Закона N 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 17 ст.2 Закона N 31-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ "О государственной пошлине" (в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N 226-ФЗ), в силу которых государственная пошлина за регистрацию юридических лиц (а также изменений и дополнений в их учредительных документах) взимается в единообразном порядке в размере 2000 руб.

Уточнение терминов

Законодатель уточнил, что электронные документы, направляемые для регистрации, подписываются не просто электронной, а усиленной квалифицированной подписью. Ранее этот пункт вызывал недоразумения. Заявители, впервые регистрирующие юрлицо, направляли в ИФНС документы, подписанные обычной ЭЦП, и получали отказ, но в настоящее время данное противоречие устранено.

Помимо данных уточнений, был более подробно изложен порядок взаимодействия между заявителем, МФЦ, нотариусом, порталом Госуслуг и самим налоговым органом (отметим, что данный пункт вступит в силу с 29.04.2018 года).

Кроме того, по всему тексту нормативного акта словосочетание «учредительные документы» было заменено словами «учредительный документ». В 2001 году (когда только принимался закон) учредительными считались даже договоры, заключаемые участниками. Сегодня единственным подобным документом является Устав, поэтому законодатель и убрал множественную форму термина.

Право на получение информации

С 01 октября 2018 года все заинтересованные лица смогут получать сведения о самом факте направления юрлицом или ИП документов в регистрирующий орган. Например, директор контролирует нерадивого сотрудника, который «никак не может доехать» до МФЦ или ИФНС (типичная ситуация в малом бизнесе), либо контрагенты ждут внесения изменений в Устав фирмы. До сих пор им приходится верить на слово заявителю, но уже менее чем через год все желающие смогут зайти на web-сайт фискальной службы и создать запрос с просьбой переслать по указанному в нем электронному адресу сведения о самом факте предоставления, интересующей их фирмой (либо ИП) документов в ИФНС.

Направление извещения о приостановлении (или об отказе) регистрации

В случае приостановления или отказа в регистрации, ИФНС направит на e- mail заинтересованного лица (указанный в ЕГРЮЛ или в заявлении) свое решение в электронном виде, завизированное УКЭП. Более того, если представитель юрлица (ИП) сдавал документы на бумажных носителях в МФЦ, непосредственно в ИФНС или через нотариуса, решение о приостановлении всё равно будет направлено ему в электронной форме. Регистрирующий орган предоставит решение на бумажном носителе только по дополнительному запросу заявителя.

Отметим, что данные изменения вступят в силу через 180 дней после публикации закона.

Порядок направления уведомления о внесении записи в ЕГРЮЛ или о госрегистрации юрлица

И здесь действуют новые правила. Зарегистрировав компанию (ИП) или изменения в Устав, ИФНС направит соответствующее уведомление, подписанное УКЭП, на электронную почту, указанную в заявлении или зафиксированную в едином госреестре. И не имеет значения, как человек отправил документы в ИФНС - через нотариуса или МФЦ, лично, по почте либо через интернет. Ответ всё равно придет на e-mail.

Гражданин сможет получить уведомление (или выписку) на бумажных листах только по дополнительному запросу в налоговую инспекцию. Данная новелла также вступает в силу только с 29.04.2018 года.

Возможность повторного направления пакета без оплаты госпошлины

Эту норму ждали давно. На интернет-форумах, в судебных исках к ИФНС и в специализированных СМИ звучали частые претензии на несправедливую (по мнению граждан) ситуацию, когда налоговая инспекция отказывала в госрегистрации и оставляла пошлину в бюджете. Исправив документы, заявитель повторно подавал пакет и снова оплачивал пошлину. Жалобы ни к чему не приводили. Представители ИФНС настойчиво доказывали в судах, что пошлина платится за рассмотрение документов, а не за регистрационные действия. Арбитраж, как правило, поддерживал точку зрения налоговой инспекции.

И вот, законодатель несколько изменил свою позицию. Если заявитель не представил все обязательные документы, неправильно их оформил или допустил ошибки, в уведомлении (заявлении), то он в течение 3-х месяцев со дня вынесения решения об отказе в регистрации может снова один раз подать в ИФНС пакет, не уплачивая госпошлину. Таким образом, у граждан появилось право на одну ошибку. Государство денег не вернет, но позволит бесплатно подать исправленные документы (настоящий пункт начнёт действовать с 01 октября 2018 года).

Оставление жалобы без рассмотрения

С 1 октября 2018 года расширяется число оснований для отказа в рассмотрении жалобы на действия региональных ИФНС. Однако данный пункт сформулирован очень туманно. Так, вышестоящая налоговая служба не станет рассматривать жалобу, если заявитель после отказа в госрегистрации исправил ошибки и повторно подал эти же документы без оплаты госпошлины.

При этом совершенно непонятно - жалоба на какое решение ИФНС останется без ответа? Ведь здесь есть два варианта. Допустим, налоговая служба отказала в госрегистрации и дала заявителю три месяца на исправление ошибок. Он подготовил новый пакет, сдал его и направил жалобу на отказ в регистрации, который привел к повторной подаче документов. Если законодатель имел ввиду такое развитие событий, то вопросов нет.

Но может быть и другая ситуация. Человек получил отказ, исправил документы и сдал их снова. А ИФНС опять отказала в регистрации. Получается, что данное решение тоже нельзя оспорить в вышестоящем органе?

К слову, смысл данной нормы не до конца ясен даже сотрудникам налоговой службы, которым мы задавали вышеуказанные вопросы.

Расширения перечня оснований для отказа в регистрации

В списке поводов для отказа в госрегистрации появилось два новых пункта, которые вступят в силу с 1 октября 2018 года.

Прежде всего - это несоблюдение (или нарушение) правил оформления документов, установленных ФНС РФ. Речь, в первую очередь, идет о формате заявлений/уведомлений, а также об их содержании. Например, неуказание электронного адреса, телефона, ИНН, паспортных данных, заполнение строчными буквами и так далее.

Кроме того, закон ввел такое основание для отказа, как предоставление недостоверных сведений. В данном случае речь может идти о любой неверной или ошибочной информации: ошибки в дате и месте выдачи паспорта, в написании имени и фамилии, неправильное указание кода документа и так далее.

Краткие выводы

Самый важный итог заключается в том, что появилась возможность повторно направлять документы на регистрацию без оплаты госпошлины. Это несомненный плюс. Кроме того, третьи лица теперь смогут получать информацию о самом факте передачи пакета в ИФНС.

С другой стороны, представители компаний будут вынуждены подавать в инспекцию дополнительное заявление о выдаче выписок и уведомлений на бумажных носителях - они все равно необходимы.

Что же касается расширения перечня причин для отказа в госрегистрации, то он вряд ли окажет сильное влияние на ситуацию. ИФНС и раньше отказывалась вносить запись в ЕГРЮЛ при наличии ошибок или недостоверных сведений, просто сейчас эта практика получила законодательное закрепление, не более того.

Позитивные новшества в регистрации — 2019

Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу. В случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок в многофункциональный центр, который выдает указанный документ заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру.

Новый порядок выдачи документов о регистрации с 29.04.2018.

Reg-order сказал(а): ↑ этот вопрос волнует в первую очередь, ясно говорится о создании и смене уставов, про другие изменения, по 14 форме или ликвидации, не говорится,Нажмите, чтобы раскрыть. говорится, это ко всей реге вообще относится 3.

Документы, связанные с государственной регистрацией, а именно документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица или изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, с отметкой регистрирующего органа (в случаях государственной регистрации, предусмотренной статьями 12, 14, пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона), документ о постановке на учет в налоговом органе (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах государственная регистрация является основанием для постановки юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе) направляются регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленные регистрирующим органом на бумажном носителе документы, подтверждающие содержание электронных документов, связанных с государственной регистрацией.

В 2019 году будет проще зарегистрировать юрлицо и ИП

Новая возможность позволит заинтересованным лицам своевременно направить в налоговый орган возражения относительно предстоящего внесения данных в . на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен.

Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис. Источник: «». Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Мнения Добавить

Люди которым это нравится Закрыть MissCherie, Вы писали:у меня после таких вот законов руки опускаются и работать бухгалтером совсе.

Мы и на трудовом договоре в отпуск ходим, как украли — урывками. То отчеты, то капризы учредителе. Над.К, Вы писали: А потом закон изменяют и бред становится нормой.

С апреля 2019 года регистрация ИП и юридических лиц будет проходить по новым правилам

Появляется возможность оформить на сайте ФНС подписку и своевременно получать нужные сведения на личный электронный адрес.

Если заявитель уже представлял какие-либо документы в регистрирующий орган, при отказе в регистрации предоставлять их снова не нужно. Указанный порядок будет применяться с 01.10.2019 года.

Изменения в государственной регистрации юридических лиц и ИП в 2019 году

Причем уже поданные документы, к которым претензий не было, повторно подавать не придется. Основания для отказа в регистрации пополняются двумя новыми подпунктами «ц» и «ч» (скоро весь алфавит соберут):

  1. «ч» — представление документов, содержащих недостоверные сведения.
  2. «ц» — представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 указанного Закона,

Вот за «ч» никаких повторных подач не будет — за «недостоверку» регорганы теперь сильно обижаются.

Регистрация юридического лица в 2019 году: пошаговая инструкция

Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме . Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.Обратите внимание: с 29 апреля 2019 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес.

Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:заявление на регистрацию по форме Р11001,решение о создании организации,устав учреждаемого общества,банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 31 декабря 2017 года) (редакция, действующая с 29 апреля 2019 года)

, (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.04.2012), (Российская газета, N 172, 30.07.2012) (о порядке вступления в силу см.

), (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2012) (о порядке вступления в силу см. ), (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2013) (о порядке вступления в силу см.

В 2019 году изменится порядок регистрации ИП и ООО

→→ 22 января 2019# В апреле и октябре 2019 года в порядок регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей будут внесены изменения, позволяющие ускорить срок постановки на учет через МФЦ, а также упростить процедуру получения ответа о результатах регистрации. Соответствующие поправки в закон о государственной регистрации ИП и юридических лиц были внесены законом от 30.10.2017 года N 312-ФЗ.

Так, с 29 апреля ФНС и МФЦ перейдут на электронное взаимодействие при государственной регистрации юридических лиц и ИП без дублирования документов на бумаге.

Это позволит ускорить срок получение заявителем результатов регистрации. Как сообщает законодатель, при обращении в МФЦ с заявлением о госрегистрации, заявитель получит ответ за то же время, что и при обращении в налоговую инспекцию (три рабочих дня при первичной регистрации).

Изменения также коснутся информирования о предстоящей регистрации. В настоящий момент, чтобы отследить, представлены ли в налоговый орган документы для регистрации организации или ИП, необходимо каждый раз обращаться к сайту ФНС России и вводить реквизиты. С 1 октября появится возможность оформления подписки на получение данной информации в виде сообщений на электронную почту.

Новая возможность позволит заинтересованным лицам своевременно направить в налоговый орган возражения относительно предстоящего внесения данных в ЕГРЮЛ. Пожалуйста, оцените или поделитесь новостью, если она была вам полезна: 3.5 5 4 Поделиться Поделиться Твитнуть Остались вопросы? На этом сайте вы можете бесплатно задать свой вопрос нашему специалисту в разделе .

Краткий обзор основных изменений законодательства в 2019 году, касающихся юридических лиц

Обратите внимание, что для медстрахования лимита дохода, позволяющего не платить взносы или рассчитывать их по сниженной ставке, нет. Взносы уплачиваются со всей суммы полученного сотрудником дохода. К иным изменениям, которые так или иначе коснутся юридических лиц в 2019 году, можно отнести следующие: Утверждение новых форм отчетности за наемный персонал.

С нового года за сотрудников придется отчитываться по обновленным формам и справки 2-НДФЛ.

В указанных документах на титульном листе добавлены строки для отражения ИНН и КПП организации, а также код формы реорганизации.

Уменьшение срока проведения камеральной проверки и ряд иных поправок, затрагивающих порядок проведения мероприятий налогового контроля.

Смотрите видео: Изменения в регистрации юридических лиц 2018 (MARCH 2020).