Вопросы к Юристу

Международное правовое регулирование труда

В первом из названных документов, помимо этого, предусмотрен контрольно-надзорный механизм по соблюдению включенных в него положений. Кроме того, в результате подписания в 1976 г.

Факультативного протокола к Пакту о гражданских и политических правах в Женеве начал работу Комитет по правам человека, куда с жалобами на нарушения своих прав могут обращаться не только государства, но и граждане.

Присоединение России к названным соглашениям явилось гарантией реализации положений ст.

46 Конституции РФ, в силу которой российские граждане имеют право на защиту своих интересов в межгосударственных органах.

Международная организация труда и ее роль в регулировании труда

на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиге Наций. В 1946 г. МОТ стала учреждением «Организации Объединенных Наций» (ООН) и по настоящее время является авторитетным международным органом, главная цель которого — содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Благодаря, Международной организации труда достигнут 8- часовой рабочий день, политика занятости, охрана материнства, законы о детском труде и другие нормы, содействующие охране труда и мирным трудовым отношениям. Ни одна страна или отрасль не смогли бы провести их в жизнь без одновременных действий в этом направлении со стороны других.

Глава xvii. международно-правовое регулирование труда (международные стандарты труда)

После Второй мировой войны деятельность ООН по закреплению и защите прав человека, в том числе в социальной и экономической областях, дальнейшая активизация нормотворческой деятельности МОТ, принятие норм труда, создаваемых региональными организациями государств, — все это завершило формирование международного трудового права как важной и относительно автономной подотрасли международного публичного права.

Содержание этих стандартов представляет собой концентрированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых норм и положений национальных систем трудового права, создания оригинальных синтетических правил с участием юристов, представляющих существующие системы правового регулирования труда, итог столкновения мнений и подходов, разнородных политических сил и интересов, идеологических концепций, нахождения компромиссных юридических формул, трансформируемых в международные нормы.

50.Международно-правовое регулирование труда.

Понятие и виды международного труда. Источники правового регулирования международного труда

Среди них Европейская социальная хартия (1961 г.), которая с некоторыми изменениями, учитывающими региональную специфику, воспроизводит универсальные права человека в социальной и экономической областях, закреплённые в актах ООН и МОТ. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) запрещён принудительный труд и закреплена свобода ассоциации, включая право образовывать профсоюзы и вступать в них.

Стр 26 из 31 Соседние файлы в папке 12.06.2015293.89 Кб 12.06.20151.06 Mб 12.06.2015730.62 Кб 12.06.2015730.11 Кб 12.06.2015564.22 Кб 12.06.2015192.98 Кб 12.06.2015607.74

Сегодня можно выделить следующие основные направления воздействия международных трудовых стандартов на российское трудовое право:

  • Реализация положений ратифицированных и нератифицированных международных актов путём издания соответствующих актов внутреннего законодательства
  • Прямое применение международных актов в случае их ратификации Российской Федерацией,

Источники международно-правового регулирования труда[править | править вики-текст] Источниками международного трудового права или международно-правового регулирования труда являются акты ООН и МОТ, устанавливающие международные стандарты по регулированию труда.

Международно-правовое регулирование труда

Изучение закономерностей развития международного права, его системы и механизма действия приобретает в этих условиях особую значимость.

Одним из малоизученных в науке трудового права является вопрос об источниках международного трудового права, которые являются органической частью источников всей совокупности международно-правовых отношений. ГЛАВА І. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА 1.1 Понятие международно-правового регулирования труда труд международный право Зарождение международно-правового регулирования труда относится к началу XX в.

и является результатом совокупного действия многих факторов, в числе которых борьба трудящихся, требования профсоюзов, влияние идей выдающихся мыслителей XIX в., стремление различных государств, а также предпринимателей уравнять условия конкуренции на международных рынках.

Международные акты трудового права

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Международным договорам РФ также посвящен специальный нормативно-правовой акт — Федеральный закон N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Согласно преамбуле к данному Закону международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Реферат: Международные акты-соглашения в сфере трудоустройства и их значение

Международные договоры приобретают юридическую силу после их ратификации. Россия после распада Советского Союза стала его правопреемником по всем ратифицированным международным соглашениям.

Конституция РФ (ст. 46) предоставляет каждому право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

С вступлением России в Совет Европы расширились возможности международно-правовой защиты нарушенных прав. Среди международных правовых документов особое значение для трудового права имеют конвенции МОТ, которые определяют содержание всех правовых институтов законодательства о труде и социальном обеспечении. Суды используют эти конвенции при разрешении конкретных трудовых споров.

Так, обосновывая правомерность требования работников на своевременную выплату заработной платы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сослалась не только на Конституцию РФ и трудовое законодательство, но и на Конвенцию МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949), которая защищает право работника на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за свой труд.

Международные нормативные акты в области трудовых отношений

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Международным договорам РФ также посвящен специальный нормативно-правовой акт — Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Согласно преамбуле к данному Закону международные договоры — существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

Понятие и источники международно-правового регулирования труда

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это в полной мере относится и к регулированию трудовых и тесно связанных с ними общественных отношений. Другими словами, на отношения работодателя и работника, находящихся на территории Российской Федерации, распространяют свое действие не только нормы отечественного законодательства, но и нормы международного права.

Международно-правовое регулирование труда можно определить как регулирование трудовых отношений на основе ратифицированных норм международных организаций и международных договоров.

Среди международных нормативных актов в первую очередь следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Наряду с другими правами во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд и другие права.

Широко известны правовые акты Международной организации труда (МОТ), являющейся специализированным учреждением ООН. Эти акты принимаются в виде конвенций или рекомендаций, последние из которых не требуют ратификации и проводятся в жизнь путем принятия закона соответствующей страной.

Ряд нормативных актов по вопросам труда принят Советом Европы (СЕ).

Понятие международного регулирования труда

Содержание трудовых и тесно с ними связанных отношений объективно обусловливается уровнем развития экономики, производительных сил общества. Современным трудовым правом устанавливаются минимальные и пороговые, процедурные и процессуальные стандарты, в рамках которых субъекты трудовых отношений могут определять свои права и обязанности. Но различные стандарты, действующие в разных странах, могут значительно влиять на конкурентоспособность предпринимателей, применяющих наемный труд, на мировом рынке.

На рубеже XIX и XX вв. противоречия между трудящимися и работодателями обострились и грозили серьезными социальными потрясениями. Введение социальных гарантий на уровне отдельно взятого государства приводило к снижению конкурентоспособности его предпринимателей на мировом рынке, поэтому нуждачось в согласовании. Минимальный уровеньтаких гарантий должен быть обеспечен в странах мирового сообщества. Повышать этот уровень каждое государство может на национальном уровне по мере роста производительности труда в зависимости от активности профсоюзов.

Международное регулирование труда - это система закрепленных в международных актах и соглашениях стандартов правового регулирования труда.

В актах, разработанных на основе обобщения опыта многих стран, закреплены основополагающие принципы и права субъектов трудовых отношений, универсальные трудоправовыс нормы, объективный характер и эффективность которых обеспечиваются на национальном уровне.

Органы международного регулирования труда

Международное регулирование труда осуществляется на всех уровнях межгосударственного сотрудничества: двустороннем, региональном, общемировом. К органам международного регулирования труда относятся в первую очередь ООН и МОТ.

Организация Объединных Наций уделяет значительное внимание закреплению и обеспечению соблюдения основных прав человека. Всеобщая декларация прав человека одобрена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. К числу основных неотъемлемых и неотчуждаемых прав человека отнесены следующие права в сфере труда: на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения, создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов, отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.

В 1966 г. Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Среди закрепленных в нем экономических прав трудовые права занимают значительное место. Наряду с конкретизацией закрепленных в Декларации прав Пакт предусматривает также право на одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и квалификации, а также право на забастовку. Если Декларация представляет собой программный документ, то Пакт является актом, ратифицировав который, государство принимает на себя обязательства по его исполнению. Установлена также обязанность периодического представления государствами докладов об исполнении принятых обязательств.

В Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в частности, закреплены запрет принудительного труда и свободное осуществление права на объединение, включая создание профсоюзов. Наряду с указанными актами отдельные конвенции ООН содержат нормы, имеющие значение для трудовых отношений.

В соответствии с Уставом ООН в целях создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, ООН содействует:

  • повышению уровня жизни, полной занятости населения и улучшению условий экономического и социального прогресса и развития,
  • разрешению международных проблем в экономике, социальной сфере, здравоохранении и т. д., международному сотрудничеству в области культуры и образования,
  • всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Различные международные учреждения, созданные межправительственными соглашениями были наделены статусом специализированных учреждений. Организация Объединенных Наций дает рекомендации по согласованию их политики и деятельности. Таким специализированным учреждением в сфере социально-трудовых отношений является МО Г.

Международная организация труда создана в 1919 г. как учреждение Лиги наций. Устав МОТ включен в качестве ч. XIII в Версальский мирный договор. В 1944 г. в Филадельфии принята Декларация «О целях и задачах Международной организации труда», ставшая частью Устава. В Декларации подтверждались и дополнялись основные принципы МОТ. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН, а в 1969 г. была удостоена Нобелевской премии мира за содействие улучшению условий жизни трудящихся. Особенностью этой Организации является ее трехсторонняя структура. Международная организация труда действует на основе принципа трипартизма — наряду с представителями правительств в ее работе участвуют представители работников и работодателей. Высший орган МО Г — Международная конференция труда, которая созывается ежегодно. Исполнительный орган — Административный совет — руководит работой Организации между сессиями Международной конференции труда. Административным центром МОТ является Международное бюро труда (МБТ).

Цели МОТ: продвижение и претворение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда, расширение возможностей для обеспечения достойной занятости, увеличение доступности и эффективности социального обеспечения, укрепление трипартизма и социального диалога. На указанных стратегических целях МОТ базируется концепция достойного труда. Поставленные цели достигаются различными путями:

  • разработкой международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости,
  • подготовкой и принятием международных трудовых норм, которые служат ориентиром для национальных органов,
  • развитием программ технического сотрудничества для реализации обшей политики,
  • профессиональной подготовкой, исследованиями и издательской деятельностью.

В целях активизации деятельности стран-участниц в 1998 г. была принята обязательная для всех этих стран Декларация МО Г «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». В ней определено, что все страны-участницы, даже если они не ратифицировали основополагающих конвенций, в силу самого факта их членства в МО Г обязаны соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь следующие принципы: свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного или обязательного труда, действенное запрещение детского труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий. В Декларации определен механизм ее реализации. Предусмотрены ежегодные доклады стран-участниц и глобальный доклад по вопросам реализации положений Декларации.

Адаптирование (имплементация) международных нормативных правовых актов

Для того чтобы стандарты правового регулирования труда действовали на территории отдельного государства, необходимо создать соответствующие правовые условия на национальном уровне. Адаптирование национального законодательства (имплементация международных актов) может осуществляться путем придания прямого действия международным актам, принятия национального нормативного правового акта либо внесения изменений в действующие нормы.

Особенностью международных трудовых стандартов является возможность их реализации в рамках социального партнерства. Согласно ст. 10ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором РФ установлены другие, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, правила, которые содержат нормы трудового права, применяются правила международного договора. Таким образом, ратификация Россией международного договора влечет включение его норм в систему национального права. Однако присоединение государства к международным договорам чаще всего требует внесения изменений в национальные правовые акты в целях конкретизации их содержания, определения механизма реализации, согласования с действующими нормами. Россией в настоящее время ратифицировано 65 конвенций (55 из них действующие) и ведется дальнейшая работа по присоединению к конвенциям МО Г. С учетом этого целесообразно при разработке проектов нормативных правовых актов, актов социального партнерства учитывать содержание всех актов МОТ, втом числе пока не ратифицированных Россией.

Правовые способы обеспечения нормативных правовых актов

Исполнение международных стандартов правового регулирования груда обеспечивается особым контрольным механизмом. В соответствии с Уставом МОТ каждое государство-член обязано регулярно представлять в Международное бюро труда доклады о мерах по реализации в законодательстве и практике положений ратифицированных им конвенций. Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Мм и н истратив но го совета изучает их и готовит общий доклад для Международной конференции труда. При этом он может обратить внимание соответствующих правительств на необходимость принятия дополнительных мер по реализации конвенций или сделать запрос о предоставлении необходимой информации. Доклад Комитета экспертов рассматривается трехсторонним Комитетом по применению норм Международной конференции труда.

Устав МОТ предусматривает возможность направления объединениями работодателей или трудящихся в Международное бюро труда представления о несоблюдении государством ратифицированной им конвенции. Административный совет может в этом случае назначить трехстороннюю комиссию, которая после изучения дела представляет заключение и рекомендации. Кроме того, в соответствии с Уставом государства-члены наделены правом подавать в Международное бюро труда жалобы на любое другое государство, не обеспечившее, по их мнению, эффективную реализацию ратифицированной конвенции. Такой спор может быть рассмотрен Комиссией по расследованию или передан в Международный суд.

Региональные стандарты правового регулирования труда

Кроме рассмотренных организаций мирового масштаба существуют региональные международные организации, создающие и продвигающие в жизнь стандарты правового регулирования труда. К ним относятся Содружество Независимых Государств, Совет Европы, Европейский Союз (ЕС) и др.

В рамках СИГ разрабатываются и принимаются модельные акты для стран-участниц, призванные обеспечить гармонизацию законодательства стран-участниц. В сфере регулирования социально-трудовых отношений основополагающей является Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.). Приняты модельные законы: от 8 июня 1997 г. «Об охране труда», от 8 июня 1997 г. «О коллективных договорах и соглашениях», от 15 июня 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 16 ноября 2006 г. «О социальном партнерстве», и ряд других. Разработана Концепция модельного Трудового кодекса.

Совет Европы — региональная европейская международная организация, созданная в целях зашиты прав человека, развития демократии и утверждения верховенства права на территории всех входящих в нее стран. Наиболее значимый акт — Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.). Ее особенностью является то, что в рамках данной организации создан Европейский Суд по правам человека. Он принимает и рассматривает жалобы от физических лиц и неправительственных организаций, считающих, что их права, признанные в Конвенции или Протоколах к ней, нарушены. В 2009 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую социальную хартию.

В сфере социально-трудовых прав Россия приняла на себя обязательства в отношении следующих положений Хартии:

  • право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола,
  • право работников на получение информации и консультаций на предприятии, которое включает право на получение регулярной и исчерпывающей информации об экономическом и финансовом положении предприятия, за исключением конфиденциальной информации, участие в консультациях по поводу предлагаемых администрацией предприятия решений, которые могут существенно затронуть интересы работников, особенно решений, оказывающих серьезное влияние на ситуацию с занятостью на предприятии,
  • право работников на участие в определении и улучшении условий труда и производственной среды на предприятии (предусмотрено участие работников и их представителей: в определении и улучшении условий труда, организации труда и производственной среды, обеспечении безопасности и гигиены труда на предприятии, организации социально-бытового обслуживания работников на предприятии, надзоре за соблюдением указанных правил),
  • право работников на защиту от увольнений: право всех работников не быть уволенными без уважительных причин, связанных с их способностями или поведением или производственными нуждами организации, право работников, уволенных без уважительных причин, на адекватную компенсацию и иную необходимую помощь, право обжаловать увольнение в беспристрастном органе,
  • право работников с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение,
  • право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях,
  • право работников на информацию и консультации при коллективных увольнениях (для реализации этого права государства гарантируют, что предприниматели заблаговременно будут информировать работников о предстоящих коллективных увольнениях, консультироваться с представителями работников или ограничивать масштабы и смягчать последствия таких увольнений).

В Хартии есть и другие нормы о социально-трудовых правах: о защите требований работников в случае банкротства работодателя и праве работников на защиту своего достоинства во время работы.

Европейский Союз — организация, созданная в рамках интеграционных процессов в Европе. К се задачам относятся создание единого европейского рынка, в том числе единого рынка рабочей силы, обеспечение мобильности трудовых ресурсов в Европе. Европейский Союз рассматривается как наднациональная организация, поскольку это в наибольшей степени отражает его основную функцию как правового объединения. Европейский Союз, его органы обл ада ют толь ко те ми полномочиями, которыми их наделили страны-участницы. К целям ЕС отнесены: содействие экономическому и социальному прогрессу и высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию между мужчинами и женщинами, сбалансированное и устойчивое развитие, особенно путем создания пространства без внутренних границ. Создание единого внутреннего рынка стран ЕС обусловило необходимость принятия большого количества правовых норм в сфере регулирования социально-трудовых отношений, направленных на сближение правовых предписаний стран-участниц. В настоящее время европейские нормативные правовые акты и судебная практика во многом определяют правовое регулирование трудовых отношений в государствах — членах ЕС.

Сообщество может принимать нормы в сфере трудового права в том случае, если задача правового регулирования по своему объему или последствиям не может быть самостоятельно и эффективно решена государствами — членами ЕС. Нормативные правовые акты ЕС в сфере трудового права принимаются органами ЕС в соответствии с установленными процедурами. В компетенцию ЕС входят такие вопросы, как улучшение производственной среды для защиты здоровья и безопасности работников, условия труда, информирование и заслушивание работников, профессиональное включение лиц, находящихся за пределами рынка труда, равноправие мужчин и женщин на рынке труда и равное обращение с ними на рабочем месте, преодоление социальной обособленности. Также это социальные гарантии и социальная защита работников, защита работников при расторжении трудового договора, представительство и коллективный учет интересов работников и работодателей, включая участие в управлении, если это не является вмешательством в компетенцию национального законодателя, условия занятости граждан третьих стран, которые правомерно находятся на территории ЕС.

За национальным законодателем остается правовое регулирование вознаграждения за труд, забастовок и локаутов, определение правового положения коалиций.

Источниками европейского трудового права являются, во-пер- вых, акты «первичного европейского права» — договоры о создании ЕС, Союзная хартия об основных социальных правах от 9 декабря 1989 г., во-вторых, многочисленные директивы и регламенты — «вторичное право ЕС». Регламенты имеют прямое действие в странах ЕС, а директивы нуждаются в имплементации,т. е. опосредовании в национальном законодательстве. Директивы содержат указание стране-участнице позаботиться о том, чтобы к установленному моменту в национальном законодательстве были определенные нормы. Если национальное право нарушает непосредственно действующие положения директив, оно не должно применяться. Кроме того, толковать право следует в соответствии с директивами ЕС. В случае нарушения государством своей обязанности гражданин может предъявить к нему иск о возмещении вреда, причиненного несвоевременной или неполной имплементаци- ей положений Директивы.

В развитии трудового права ЕС существенную роль играет особая процедура правотворчества, которая применяется в сфере социальной политики, — социальный диалог. Перед внесением законодательных предложений по социальным вопросам Европейская комиссия должна заслушивать мнение европейских социальных партнеров. Социальные партнеры могут представить Европейской комиссии свое заключение или рекомендацию по рассматриваемому вопросу либо заявить, что они хотят выработать по нему собственное соглашение (в соответствии со ст. 139 Договора о ЕС). Если им удастся в течение девяти месяцев выработать согласованную позицию по законодательному предложению, то она становится основой для дальнейшего правотворчества. В случае недостижения согласия в течение установленного срока правотворчество осуществляется органами ЕС. В рамках социального диалога оно более эффективно, поскольку социальные партнеры лучше знают решаемые вопросы. Рамочные соглашения социальных партнеров опосредуются Советом ЕС в форме директив. Данная процедура уже оправдала себя на практике, например в сфере регулирования работ на условиях неполной занятости, срочных трудовых отношений, родительских отпусков.

За время существования ЕС его органами было принято большое число трудоправовых норм:

  • свободное передвижение работников внутри ЕС,
  • равноправие мужчин и женщин в трудовых отношениях,
  • равноправие других групп работников,
  • индивидуальное трудовое право,
  • коллективное трудовое право.

Кроме того, принято значительное число норм по техническим вопросам охраны труда. Европейские акты имеют значение для гармонизации законодательства России и ЕС.